Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ценностные ориентации личности рассматривают как одну из основополагающих структурных образований взрослой личности, которая во многом определяет ее различные психологические характеристики. Это довольно ценная характеристика личности так как она во многом определяет поведение личности, ее направленность, определяет особенности взаимоотношений субъекта в обществе. Осознание собственных ценностных ориентаций позволяют личности найти свое место в социуме, помогают определить цели и смысл его жизнедеятельности.
Сегодня в психологической науке существуют различные подходы к понимаю системы ценностных ориентаций личности. Разные исследователи по-разному рассматривают данный феномен, однако все они сходятся во мнении, что ценностные ориентации определяют направленность личности и определяют ее позицию по отношению к тем или иным явлениям действительности. По уровню сформированности ценностных ориентаций мы может судить о зрелости личности, ее сформированности. Как правило, противоречивость ценностных ориентаций говорит о том, что личность инфантильна и незрела.
Кроме того, ценностные ориентации личности определяют жизненный путь субъекта, являются ядром мотивации жизнедеятельности, формируют смысложизненные ориентации. Считается, что данная система ценностей определяет жизненные стратегии личности в целом.
Говоря о самом понятии ценностные ориентации исследователи выделяют два аспекта. Первый как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.). Второй - как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.
Ценностные ориентации – это своеобразная идеология жизненного пути, которая определяет отношение личности к окружающему миру и самому себе.
В структуре ценностных ориентаций выделяют три элемента: когнитивный, который выражается в знаниях человека, эмоциональный (отношение человека) и поведенческий, который определяет действия человека.
Стоит отметить, что ценностные ориентации являются также элементом мотивационной структуры. На основе ценностных ориентаций в зависимости от конкретной ситуации осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности.
Примечательно, что ценностные ориентации личности могут были различны в связи с объективными признаками, такими как возраст личности, пол, уровень образования и профессия. В силу гендерных особенностей ценности мужчин и женщин значительно разнятся, исследования показали мужчины в большей степени ориентированы на такие ценности как власть, достижение, в том время как женщина на семью. Естественно возраст личности также определяет ее систему ценностных ориентаций, с возрастом они видоизменяются. Профессиональные ценностные ориентации формируются на основе профессиональных ценностей, они определяют значимость профессии для личности.
На основе теоретического анализа в данной работе нами решаются следующие цели:
провести эмпирическое исследование структуры терминальных ценностей личности;
выявить виды направленности обследованной личности по блокам терминальных ценностей.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: можно предположить, что структура ценностных ориентаций обследуемой личности определяется возрастом, полом и профессиональной деятельностью.
Методика
Исследование проводится с помощью методики разработанной американским психологом Милтоном Рокичем. Методика имеет название «Ценностные ориентации».
Данная методика основывается на двух классах ценностей. Это терминальные и инструментальные. Терминальные ценности определяют убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. В свою очередь инструментальные - это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика исследования основывается на ранжировании списка ценностей. Испытуемому на карточка предъявляют два списка ценностей, в каждом из них 18 пунктов. Исследователь просит респондента проранжировать данные списки ценностей в соответствии со значимостью для него самого. Первый пункт наиболее значимая ценность, последний наименее значимая из списка. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников:
1. Аганов С. С., Семенова С. С., Стрижков А. П. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их реализация в физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158).
2. Бакланов Г. И., Ткаченко А. В. Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе // Актуальные проблемы социологического сопровождения образования, 2019.
3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. (с. 26-28)
4. Щетинина, А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87901/ (дата обращения: 30.03.2023).