Фрагмент для ознакомления
2
Программа социологического исследования
Тема: изучение социально-психологических особенностей молодежи с ВИЧ-положительным статусом
Проблема – существование противоречий, возникающих на основе стремления личности в молодости к идентичности, установлению социальных отношений детерминирующих её развитие и опосредующих особенности психологического благополучия и, общественной стигматизацией, отчуждением, непринятием в социуме и на уровне самоидентичности, молодых людей с ВИЧ-положительным статусом.
Актуальность: Проблема ВИЧ – инфекции для российского общества является весьма актуальной с учетом того, что Россия занимает 3 место в мире по количеству официально зарегистрированных случаев инфицирования . Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Проблема ВИЧ и СПИДа это проблема не только медицинская, но и во многом социально-психологическая, ибо заболевание меняет восприятие личности, отношения ВИЧ-инфицированных к самому себе и к окружающим. В обратном контексте, человек с ВИЧ-положительным статусом находится в определённых отношениях и испытывает воздействие со стороны социума. Наряду с личными проблемами повседневной жизни ВИЧ-положительные люди подвергаются стигматизации со стороны общества.
В целом, исследований социально-психологических проблем молодёжи с ВИЧ-положительным статусом в отечественной науке представляется крайне мало. Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой, находятся в определённом соотношении. При определении внутренней модели благополучия личности, в ее связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личность. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия помогает реализацииего полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание.
В наибольшей степени основания этого положительного состояния закладывается для дальнейшего осуществления именно в молодости, когда с одной стороны, личность развивается и меняется, а с другой стороны, проявляются структурные связи личности.
В период молодости, личности важно пройти процесс интеграции и самоидентификации, когда отдельные компоненты гармонично и логично включаются в целостную, эффективно работающую систему и модель. Так, в период молодости социально-психологические отношения личности становятся основной детерминантой личностного развития и проявляются в закономерностях, которые опосредуют особенности психологического благополучия.
Объект – участники ассоциация \' Е. В. А. \'
Предмет – социально-психологические особенности молодых людей с ВИЧ-положительным статусом.
Цель – изучение социально-психологических особенностей молодых людей с ВИЧ-положительным статусом.
Задачи исследования:
- определить общее понятие социально-психологических особенностей;
- рассмотреть социально-психологические особенности молодёжи;
- проанализировать социально - психологические особенности молодежи с ВИЧ-положительным статусом;
- - выявить социально-психологические ресурсы молодежи с ВИЧ положительным статусом;
- определить специфику социально-психологического взаимодействия с молодёжью с ВИЧ положительным статусом.
Гипотезы:
1) Современная социальная действительность отличается быстротой сменой микросоциального окружения, ускоренным движением времени и «устареванием» информации в силу активного развития информационных, цифровых технологий и др.
В настоящее время процесс осуществления выбора несколько сложнее, чем это было несколько десятилетий назад, что может приводить к инфантильности современной молодёжи, о которой говорится во многих научных социально-психологических и философских исследованиях.
Причины этих сложностей заключаются в расширении и появлении проблем в социально-исторической, социально-политической ситуации во всём мире в целом и в рамках нашего государства в частности.
Есть такая точка зрения, что взросление на сегодняшний день – это решение каждого отдельного человека. Возможность выбрать роль неблагополучия, как относительно привычную, также остается за человеком. Если раньше самоактуализация в обществе во многом поддерживалась типичными моделями и алгоритмами этапов взросления в нашей стране, в частности, в Советском обществе, сегодня в государственно-политической ситуации нет соответствующей идеологической поддержки.
Ценности и смыслы остаются относительно размытыми. Свобода выбора больше, но индивиду очень сложно, особенно в юношеском возрасте найти эти рамки своей идентификации, обрести идентичность и уверенность в себе. Большая свобода в установление личных связей, в снижении стереотипных установок об обществе, о семье, порождает, как будто больше возможностей в ситуации неопределенности, и в тоже время здесь происходит потеря ценностно-смысловых ориентиров.
2) Личность является не однообразной субстанцией и ее существование реализуется через включенность в социальные отношения и возможность устанавливать отношения к внешнему миру и к самому себе.
В основе центрального преобразования молодости лежит отношение личности к самой себе, то есть развитие самосознания, кроме того, на основе укрепления базовых положений, по отношению к миру, мировосприятия и мироощущения, а также за счет установления и максимально возможного раскрытия отношений с другими людьми (интимно-личностные взаимосвязии в целом отношение к обществу).
Всё это становится точкой преломления качественных изменений в личности. Отношения для молодого человека становятся ключевой детерминантой, которая опосредует уровень самореализации личности, возможности развития и потенциальное позитивное функционирование.
В молодости природа человеческой психики разворачивается в постоянный диалог с самим собой, реализуя рефлексивный и интроспективный свойства.
Таким образом, всё, что касается принятие себя, выражается в период молодости через уравновешивание психических процессов самосознания, самоощущение и, с другой стороны, создает основу для отношения личности к другим людям и миру в целом.