Фрагмент для ознакомления
2
1. Индивид как субъект международной уголовной ответственности
За международные преступления возможно одновременное наступление уголовной ответственности физического лица и международно-правовой ответственности государства. Субъектом уголовных преступлений международного характера могут быть только физические лица в международном праве. Физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, так же в соответствии с законодательством государства гражданами которого они являются или на территории которого было совершенно преступление.
Итак, основными субъектами международного уголовного права являются индивиды. Их способность (и обязанность) нести международную уголовную ответственность за совершение преступлений подтверждается рядом международных соглашений. Так, в Уставе Международного трибунала по бывшей Югославии закреплена персональная уголовная ответственность (ст. 7).
Римский Статут Международного уголовного суда устанавливает, что юрисдикция Суда распространяется только на физические лица (ст. 25) . Личная ответственность за совершение международных преступлений наступает независимо от того, признает ли национальное право такие действия преступлением (например, национальные законодательства Германии или Японии не признавали составы тех преступлений, за которые были осуждены и наказаны военные руководители этих стран).
Согласно ст. 77 Римского Статута Международный уголовный суд может назначить одну из следующих мер наказания:
а) лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, которое не превышает максимального количества в 30 лет, или
б) пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении. Кроме лишения свободы в Римском Статуте предусмотрены штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления.
Конвенция против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. обязывает Стороны, с учетом тяжести содеянного, применить следующие виды наказания: тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация. Конвенцией о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 ноября 1998 г.) предусматривается несколько мер принуждения: лишение свободы, штраф, конфискация, мероприятия по восстановлению окружающей среды.
В резолюции Комитета Министров Совета Европы «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы» от 9 марта 1976 г. № 76 странам-участникам рекомендуется проанализировать свое законодательство с целью устранения юридических препятствий для внедрения альтернативных тюремному заключению мер наказания, таких как расширение использования жилых зон, применение штрафов, изымание водительских прав, отсрочка приговора с целью принятия во внимание поведения преступника после осуждения, выполнение общественно-полезных работ, применение режима частичного заключения для поддержания связи с обществом в целом и др.
В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) , устанавливается, что органы, выносящие приговор, могут предусматривать следующие виды санкций: устные санкции (замечание, порицание, предупреждение), условное освобождение от ответственности, поражение в гражданских правах, экономические санкции и денежные наказания (разовые и поденные штрафы), конфискация или лишение права собственности на имущество, наказание с отсрочкой, домашний арест и др.
В международном уголовном праве практически отсутствует применение высшей меры наказания – смертной казни. В ст. 1 Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни указывается, что смертная казнь отменена. Однако в ст. 2 названного Протокола указано, что государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Данный вид наказания может быть применено только в соответствии с законом.
При привлечении к ответственности индивидов может возникнуть вопрос об иммунитетах и привилегиях, которыми должностные лица наделены согласно международному и национальному праву. Это один из наиболее интересных и актуальных вопросов в области исследования международно-правовых проблем борьбы с преступностью. Высшие должностные лица государства (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел) пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции другого государства в отношении любых действий .
Согласно Конвенциям «О специальных миссиях» 1969 г., «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г., «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г. и др. устанавливается иммунитет высших должностных лиц от уголовной юрисдикции государства пребывания.
В соответствии с национальными законодательствами многих стран глава государства обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции за действия, совершенные им во время нахождения в должности. Уголовная ответственность главы государства может наступить только после проведения особой процедуры отрешения его от должности – импичмента. Согласно общим правилам, бывший глава государства может быть привлечен к уголовной ответственности только за совершение им во время пребывания в должности особо тяжкого преступления.
Высшие должностные лица государства (не только бывшие, но и действующие) не обладают иммунитетом от юрисдикции органов международной уголовной юстиции.
Действия, совершенные ими при явном нарушении международного права (преступления против мира и безопасности), не подпадают под определение функционального (на действия, совершаемые от имени государства, при исполнении им своих служебных обязанностей) или персонального иммунитетов. Международные трибуналы по Югославии, Руанде, Сьерра-Леоне, Восточному Тимору судили бывших политических и военных лидеров этих стран за совершенные ими преступления против человечности и военные преступления в период их нахождения в должности.
В Статуте Международного уголовного суда закреплено, что должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно Статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора. Недопустимость ссылки обвиняемого на свое должностное положение как основание освобождения от ответственности, составляет важную часть действующего международного права.
2. Роль ООН и ее органов (Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и Международного суда) в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью
Под направлениями международного сотрудничества в борьбе с преступностью понимается совокупность взаимосвязанных путей международного сотрудничества международных полицейских и иных правоохранительных органов и организаций, осуществляющих совместную деятельность в борьбе с международной преступностью. Сущность этого сотрудничества составляет совместная деятельность международных правоохранительных органов и организаций по борьбе с международной преступностью.
ООН – единственная из существующих организаций, обладающая мандатом и международным механизмом, необходимым для оказания странам эффективной помощи в целях предупреждения преступности и борьбы с ней в национальном и международном масштабах .
В период создания Организации Объединенных Наций (ООН) как одной из важнейших международных структур, ее высшей целью были провозглашены мир и безопасность. Более чем через семьдесят лет после ее появления ситуация изменилась. Также изменилась и сфера деятельности ООН – теперь организация включает в себя множество агентств и программ, не существовавших раньше, расширились области для миротворческой деятельности, изменились акторы.
Миссии ООН поддерживаются финансово не только публичными акторами, но также увеличивается финансирование от частных. Тем не менее, какие-либо фундаментальные реформы так и не были проведены. Международное сообщество призывает ООН увеличить собственную эффективность, действенность и подотчетность, пересмотреть финансовые вопросы и адаптироваться к современным реалиям. В этой статье я подниму на рассмотрение одну из основных проблем, требующих перемен – Совет Безопасности.
Вопросы сотрудничества в борьбе с международной преступностью рассматривают и решают органы ООН, такие как Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и Международный суд. Особое внимание борьбе с международной преступностью уделяют комитеты Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета: Комитет по правовым вопросам, Комитет по социальным и гуманитарным вопросам, Комиссия по правам человека, Комитет по борьбе с преступностью в Венском филиале ООН и др.
Представленные в этих органах государства рассматривают практически все вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью – обеспечение безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств и представителей, выработка мер против пыток, незаконной торговли наркотиками, разработка принципов защиты лиц, подвергшихся аресту, минимальных правил обращения с преступниками, рекомендации по борьбе с организованной преступностью и др.
В сфере деятельности ЭКОСОС и Комиссии социального развития находятся также вопросы борьбы против общеуголовной преступности. Под эгидой ЭКОСОС, кроме Комиссии ООН по правам человека, регулярно, один раз в пять лет, собираются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Совет Безопасности – это неотъемлемая часть ООН. Более того, Совет Безопасности имеет огромное влияние на всю систему международных отношений. В первую очередь, Совет Безопасности отвечает за установление международных мира и безопасности. Главной задачей Совета является предотвращение ситуаций, которые могут привести к боевым действиям. Поскольку Совет является высшим органом ООН, все его резолюции обязательны для стран-членов Организации.
Несмотря на многочисленные дискуссии и различные предложения относительно реформирования Совета Безопасности ООН, вопрос реформ будет и далее блокироваться постоянными членами Совета Безопасности с учетом международной обстановки, так как на фоне вооруженных конфликтов на территории Сирии, Украины, Палестины, Мьянмы и иных регионов, право вето применяется государствами для отстаивания своих национальных интересов, поддержки союзника, демонстрации стабильности и независимости государственной позиции по тому или иному вопросу международной повестки. Вместе с тем следует признать, что устоявшийся механизм функционирования Совета Безопасности и ООН в целом выступает в качестве гарантии диалога между государствами, отстаивающими различные интересы в конфликте.
Совет Безопасности выступает в качестве дипломатического поля противостояния между отдельными государствами, в котором использование права вето выступает в качестве последнего и наиболее действенного инструмента отстаивания собственной позиции. Естественно, постоянные члены Совета Безопасности не хотят лишать себя подобной привилегии, в связи с чем вопрос реформирования Совета Безопасности продолжит оставаться предметов научных изысканий в течение еще долгого периода времени.
Генеральной Ассамблеей ООН называют ведущий представительный, директивный и совещательный орган Организации Объединённых Наций, который был учреждён в 1945 году сообразно Уставу ООН . Ежегодная сессия Ассамблеи проводится с сентября по декабрь и в последующие дни в случае необходимости. Это формирование служит форумом для разностороннего обсуждения всего спектра межнациональных вопросов, отражённых в Уставе, и состоит из 193 членов ООН.
Известно, что Ассамблея полномочна давать странам лишь не имеющие обязательную ориентацию советы по транснациональным вопросам, находящимся в её компетенции. Впрочем, она предприняла меры экономического, политического, правового и социального характера, которые повлияли на жизнь многих народов.
В 2000 году была принята историческая Декларация тысячелетия. Она подтверждает, что государства-члены желают достичь реальных целей, изложенных в ней, для обеспечения безопасности, разоружения, мира, искоренения нищеты, укрепления ООН, защиты нашей общей среды обитания и удовлетворения особых нужд Африки.
Международный Суд ООН является ведущим судебным органом мирового масштаба. Он был создан с целью повышения эффективности и роли в борьбе за установление международного мира и безопасности. По своей правовой природе международный Суд ООН предусмотрен для рассмотрения чрезвычайно важных споров между странами мирового сообщества по вопросам, в которых их согласие не было достигнуто .
Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. Имея определенный запас знаний и навыков Суд, обладая определенными ограничениями, может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Вся деятельность Международного суда основывается на Уставе ООН. Если приводить пример определенных стран, то основополагающим законом в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» регулирующую деятельность Судей в России. Если говорить о Германии, то деятельность судей регулирует «Немецкий закон о судьях». Тем самым можно проследить концепцию регулирования судебной системе в странах мира, она заключается в том, что Судьи беспрестанны к принятию судебных решений по всему миру.
Таким образом, рассматривая роль Международного суда ООН в международном публичном праве, можно ответить что, безусловно, роль Международного Суда ООН является органом урегулирования конфликтов между государствами, которые, в свою очередь, безуспешны в решении спорных вопросов. Но, обращаясь в данный орган правосудия, нужно всегда помнить, что это независящая от участников процесса сторона, которая в свою очередь призвана разрешить конфликты, возникшие на политической уровне между государствами.