Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по теме:
«Правовое регулирование публичной власти»
Модуль 3. Деятельность органов публичной власти в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Тема 10. Организация работы с обращениями граждан в органах публичной власти.
Ответы на вопросы:
1. Понятие и виды обращений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Исходя из данной статьи, к видам обращений относятся: предложения (рекомендация гражданина по совершенствованию нормативно-правовых актов или деятельности государственных и муниципальных органов, развитию различных сфер деятельности государства), заявления (просьба гражданина о содействии в реализации его или третьих лиц конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении в нормативно-правовых актах или деятельности государственных и муниципальных органов), жалобы (просьба гражданина о восстановлении или защите его (третьих лиц) законных прав, свобод и интересов).
2. Требования к письменным обращениям граждан. Порядок регистрации письменных обращений граждан. Рассмотрение письменных обращений граждан.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в письменном обращении гражданина должны указываться: наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность; фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения; изложение существа вопроса; личную подпись и дату; при необходимости прикладываются документы и материалы.
Согласно статье 8 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если письменное обращение не входит в компетенцию данного государственного органа, то оно в течение 7 дней перенаправляется в компетентный орган.
На основании статьи 10, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при рассмотрении обращения: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые документы и материалы в других государственных и муниципальных органах (предоставляют в течение 15 дней); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный или муниципальный орган. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
3. Особенности рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления в электронном виде.
Письменное обращение, поступившее в электронном виде, рассматривается уполномоченным органом или должностным лицом в течение 30 дней со дня регистрации. Письменный ответ направляется по адресу, указанному в обращении. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
4. Особенности обращений граждан по вопросу предоставления информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления.
Согласно статье 19 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата). В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.
Ответы на задания для практических занятий:
1. К главе субъекта обратилась группа предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории одного из муниципальных образований, по вопросу законности положений Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования. По данным правилам на организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицинские учреждения, аптеки и другие оказывающие услуги населению организации возлагалась обязанность производить уборку и благоустройство прилегающей к указанным учреждениям территории, в том числе осуществлять очистку от снега территории и крыш. Какова должна быть реакция администрации области?
Администрация области должна объяснить законность положений Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования. Так как на основании статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2010 года № 131 обязанность производить уборку и благоустройство прилегающей к указанным учреждениям территории, в том числе осуществлять очистку от снега территории и крыш, определяются Правила ми благоустройства территории муниципального образования.
2. В адрес законодательного органа субъекта поступило обращение от гражданина с просьбой направить его жалобу в Комитет по правам человека ООН. Проанализируйте нормативные акты, определяющие механизмы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Подготовить ответ на такое обращение.
Согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, с жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации, ни государственные органы. Следовательно, законодательный орган субъекта должен подготовить мотивированный отказ с описанием процедуры и правил подачи жалобы в Комитет по правам человека ООН.
Ответы на задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте современное нормативно-правовое регулирование в сфере обращений граждан.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными федеральными законами.
2. Раскройте содержание конституционного права гражданина на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является неотъемлемым правом каждого гражданина, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Статья 33 Конституции Российской Федерации гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
3. Коллективные обращения граждан (право на петиции): правовая характеристика и процедура подачи.
Суть коллективного обращения (петиции) состоит в следующем: некоторая часть граждан считает какую-то проблему весьма злободневной, заслуживающей внимания быть рассмотренной компетентным органом государства или органом местного самоуправления либо решенной путем референдума. Граждане создают так называемую инициативную группу, которая регистрируется в установленном порядке и начинает сбор подписей за обращение к органу государства или органу местного самоуправления – чтобы он включил соответствующий вопрос в свою повестку дня и разрешил его, а если сочтет нужным, назначил референдум. Получив коллективное обращение (петицию), компетентный орган рассматривает его и принимает решение по существу дела.
Обращение (петиция) имеет обязывающее значение для соответствующего органа. Получив его, орган не может перепоручить вопрос иному органу, должностному лицу (по другим обращениям он вправе так поступить), должен включить вопрос в повестку дня своей работы, рассмотреть, принять решение или вынести вопрос на народное голосование.