Фрагмент для ознакомления
1
1. Определить актуальность темы, задачи работы 3
2. Определить основные особенности раннего возраста 4
3. Дать характеристику раннего возраста с точки зрения разных психологических школ 5
4. Дать характеристику социальной ситуации развития и особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в раннем возрасте 6
5. Описать структуру и динамику ведущей деятельности в раннем возрасте 7
6. Описать особенности развития познавательных функций в раннем возрасте 8
7. Описать особенности развития личности в раннем возрасте 9
8. Описать основные новообразования раннего возраста и кризиса 3-х лет 11
9. Описать методы исследования ведущей деятельности в раннем возрасте 12
10. Сделать выводы о степени разработанности темы и перспективах ее изучения 13
Литература 15
Фрагмент для ознакомления
2
Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте характеризуется формулой «ребёнок — предмет — взрослый». В этом возрасте взаимодействие с взрослыми играет ключевую роль в формировании социальных навыков и психологического развития.
Особенности общения ребёнка с взрослыми включают:
• Инициативность по отношению к старшему и стремление привлечь его внимание к своим действиям, что свидетельствует о желании детей получить подтверждение и одобрение от взрослого.
• Предпочтение предметного сотрудничества и активное требование соучастия взрослого в своих делах, что подчёркивает важность совместной деятельности и взаимодействия с окружающим миром.
• Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, что обусловлено стремлением ребёнка к эмоциональной связи и поддержке со стороны взрослого.
• Чувствительность к отношению взрослого и активное использование речи во взаимодействии, что свидетельствует о восприимчивости ребёнка к коммуникативным сигналам и его стремлении к общению.
Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками включают:
• Отношение к ровеснику как к равному существу, что позволяет детям свободно взаимодействовать, играть и соперничать между собой.
• Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу, что является важным механизмом обучения и социализации в раннем возрасте.
• Контакты малышей всегда сопровождаются яркими эмоциями, что свидетельствует о высокой эмоциональной включенности взаимодействия и активности детей при общении со сверстниками.
Таким образом, в раннем возрасте взаимодействие как с взрослыми, так и с ровесниками играет важную роль в формировании социальных навыков и психологического развития ребёнка.
5. Описать структуру и динамику ведущей деятельности в раннем возрасте.
В раннем детстве предметная деятельность является ведущей формой активности. Она оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его отношения со взрослыми.
В развитии взаимосвязи между действием и предметом можно выделить три основные фазы:
1. В начальной фазе предмет используется для разнообразных действий. Ребёнок познаёт мир через свои собственные опыты, экспериментируя с предметами.
2. На следующей фазе ребёнок начинает осознавать назначение предмета и применяет его соответственно. Это свидетельствует о его способности к адаптации и усвоению норм и правил общества.
3. На более продвинутой стадии ребёнок способен осуществлять различные действия с предметом, но уже с учётом его основного назначения. Он понимает, как использовать предмет наиболее эффективно и целенаправленно.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит через несколько этапов:
1. Начальный этап характеризуется неспецифическим использованием орудий, когда ребёнок пользуется предметами без явного осознания их свойств и целей.
2. Далее происходит использование определённых действий в неизвестной ситуации. Ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде, применяя навыки и знания в различных контекстах.
3. На последнем этапе формируются игровые действия, где ребёнок владеет предметом и использует его в соответствии с выдуманными сценариями и ситуациями.
Таким образом, структура и динамика ведущей деятельности в раннем возрасте характеризуются активным взаимодействием ребёнка с предметами и последовательным развитием его навыков и понимания окружающего мира.
6. Описать особенности развития познавательных функций в раннем возрасте
Особенности развития познавательных функций у детей раннего возраста представляют собой следующие характеристики:
1. Доминирующим процессом является восприятие. Восприятие у детей хорошо развито, однако оно носит преимущественно непроизвольный характер. Это означает, что дети воспринимают окружающий мир в основном без активного усилия своей воли.
2. Воображение у детей раннего возраста развито слабо и проявляется преимущественно в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Это означает, что дети могут предвидеть, что произойдет в результате своих действий, но их способность к творческому воображению ограничена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипенко Я. И., Ведущая деятельность в период раннего детства // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 12.09.2023. — URL https://spravochnick.ru/psihologiya/veduschaya_deyatelnost_v_period_rannego_detstva/ (дата обращения: 15.04.2024).
2. Методы исследования ведущей деятельности в изучаемом возрасте - Исследование развития и деятельности младенца [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ранний_возраст (Дата обращения: 15.04.2024)
3. Надвоцкая Г. А., Кризис трех лет. О возрастном кризисе в вопросах и ответах. URL: http://pms-centr.spb.ru/materialy-spetsialistov/793-krizis-trekh-let-o-vozrastnom-krizise-v-voprosakh-i-otvetakh (дата обращения: 15.04.2024).
4. Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте [Электронный ресурс] URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_poznavatelnoj_deyatelnosti_detej_v_rannem_vozraste/ (Дата обращения: 15.04.2024)
5. Ранний возраст [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ранний_возраст (Дата обращения: 15.04.2024)
6. Социальная ситуация развития в младенчестве [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/sotsialnaia-situatsiia-razvitiia-v-mladenchestve.html (Дата обращения: 15.04.2024)
7. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/3534805/page:2/ (Дата обращения: 15.04.2024)