Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 5
ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ 9
Нарушения речи при неврозах 9
Нарушения речи при задержке психического развития, резидуально-органических пограничных нервно-психических расстройствах, умственной отсталости 10
Речевые нарушения при шизофрении у детей 11
Нарушения речи при раннем детском аутизме (синдром Каннера, синдром Аспергера) 12
Расстройства речи при эпилепсии 13
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 15
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ С УЧЕТОМ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детская патопсихология отделилась от общей патопсихологии в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, но вместе с тем она долго формировалась как область специальных знаний на стыке психологии и детской психиатрии и имеет общие корни со специальной психологией и педагогикой.
Предметом детской патопсихологии является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Причины этих нарушений могут быть самыми разными, поэтому патопсихолог всегда учитывает всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития.
Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития.
Диагностика нарушений детского развития тесно связана с психологическим консультированием родителей, опекунов, учителей и т. д. обследуемого ребенка. Если патопсихолог работает в психиатрической больнице или психоневрологическом санатории, он сообщает результаты своего обследования лечащему врачу и в меньшей степени общается с семьей больного.
Психические заболевания могут оказывать существенное влияние на различные аспекты функционирования человека, включая их способность к общению и речи. Дефекты речи при психических заболеваниях являются одним из наблюдаемых симптомов, который может существенно ограничивать возможности человека в общении со своим окружением.
Детская патопсихология изучает психические отклонения у детей и подростков и включает в себя анализ влияния психических расстройств на их развитие и общение. Дети с психическими заболеваниями могут иметь различные дефекты речи, которые могут быть вызваны как самим заболеванием, так и побочными эффектами лечения.
Речь – это психическая функция, опосредующая межличностное общение и процесс мышления.
Средством речи является язык, определяемый как система знаков, при помощи которой осуществляется передача информации.
Речевая деятельность осуществляется в форме: внешней или внутренней; устной, письменной, кинетической; монологической или диалогической; активной или пассивной.
Нарушения речи могут возникать как по причине недоразвития различных звеньев речевой системы, так и вследствие различных заболеваний. Наиболее ярко нарушения речи проявляются при поражении речевых зон коры головного мозга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баряева Л. Б., Лейзерова Д. Л. Логопедическая диагностика и методические рекомендации по обучению вербальной и невербальной речи. — СПб.: Литера, 2022. — 64 с.
2. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология: хрестоматия / Н.Л. Белопольская. – 4-е изд. – М.: Когито-Центр, 2010. – 350 с
3. Воронина, Т. П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? : учеб. пособие / Т. П. Воронина, Т. В. Попова. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015 - 95, [1] с. : ил.
4. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов / Д.Н. Исаев. – 3-е изд. – СПб.: СпецЛит, 2013. – 469 с
5. Корсаков, С.С. Общая психопатология/ С.С. Корсаков. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 465 с.
6. Котова, О.Д. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ/О.Д. Котова.- Текст: непосредственный// Дошкольная педагогика.-2022.-№8.-С.45-47.
7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов / В.В. Лебединский. – 6-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011. – 142 с.
8. Логопедия: Методическое наследие: Книга I: Часть 1: Нарушения голоса. Дислалия; Л. Волкова, С.Н. Шаховская ; изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 224с.
9. Морозова В. В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психологического развития. Учебно-методическое пособие. — М.: Инфра-М, 2023. — 48 с.
10. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А.Г. Московкина; под. ред. В.И. Селиверстова. – М.:МПГУ, 2014. – 252 с.
11. Уварова Т. Б., Агаева В. Е. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2022. — 219 с.
12. Федосова Е.Г., Азбукина О.Д., Половнева Н.А. Комплексный подход к лечению детей с нарушениями речи и роль в нем игровой терапии. Антология российской психотерапии и психологии. /Материалы Международного конгресса. Сборник трудов конференции. Спб. 2017 с. 178.