Фрагмент для ознакомления
2
2 Экономические воззрения Платона
Несомненно, важное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает Платон (427-347 до н.э.), философ и ученый, который боролся с материализмом, сотворил систему объективного идеализма и отстаивал программу реформ социально-экономических порядков в интересах рабовладельцев. Он создал огромное количество произведений философского, общественно-политического и иного содержания, поднимающих важные темы общества и идеи его развития. Экономика вдобавок рассматривалась Платоном как важный аспект общественной жизни. Это мы можем наблюдать в его труде-диалоге «Государство» .
Платон жил в эпоху кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы между аристократией и демократией, между состоятельными и бедными, рабами и рабовладельцами. Это привело философа к написанию многих его работ. Стало быть, Платон вошел в историю экономической мысли античности как один из ее выдающихся представителей. Оценку вклада древнегреческих мыслителей, в том числе и Платона, в историю экономической науки дал К. Маркс, указывая, что «исторически их воззрения образуют теоретические исходные пункты современной науки», ибо «обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях» .
Платон уделял высокое внимание проблемам борьбы за землю и имущество, экономического и социального неравенства в обществе. Философ утверждал, что погоня за чрезмерным богатством, скупостью и жадностью влечет за собой истощение души и потерю нравственности, а затем и разрушение общественной системы. Таким образом, Платон сотворил теорию «нового», «идеального» или «образцового» государства, которую он изложил в своем сочинении «Государство». Основной недостаток государства, писал Платон, заключается в отсутствие единства. Это проявляется в общественной борьбе за материальные интересы и в следствии приводит к наличию двух государств — богачей и бедняков. В то же время ненасытная тяга к чрезмерному состоянию делает представителей «высших слоев» жестокими и лишает людей «низших классов» возможности заниматься хозяйством. Алчность приводит к лишению качества продукции и производимых товаров, а также к ухудшению экономической активности. Согласно Платону, для предотвращения представленной борьбы, нужно прекратить ненасытную жадность, остановить рост имущественного неравенства среди правящего класса и свободного населения. Изначально в диалоге Платона выдвигается вопрос справедливости и анализа ее сути. Справедливость становится необходимой точно так же, как земледелие, скотоводство, сапожное дело – то есть деятельность, которая составляет хозяйствование обществом и обеспечивает его благами. Вдобавок, она выражает потребность вовлечения каждого человека в то дело, которое он осуществляет лучше всего, где сам индивид является мастером этого деяния, и, важно отметить, которое отражает потребности и запросы государства, а именно людей, живущих в нем. Более того, именно потребности лежат в основе формирования самого государства. Притом государство выстраивается по градации потребностей, так формируется и само разделение труда: «Первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни. Вторая потребность – жилье, третья – одежда и так далее» . Платон был убежден, что неравенство истекает из природы людей и потому не может быть всецело ликвидировано, но каждый человек обязан получать свою долю в соответствии с прирожденными способностями, талантом и дарованием. Это и будет справедливо и честно по отношению к каждому. И, помимо того, каждый вынужден заниматься чисто своим делом, повышать свою квалификацию, наполняя общество ценной и высококачественной продукцией. То есть развиваться и расти в том, что у индивида лучше всего получается. Ключевая позиция Платона заключается в том, что «работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику» . В разделении труда Платон обратил внимание на особую значимость развития экономики в образцовом государстве, потому что именно так достигается идея справедливости, рассматривая ее как для отдельного человека, так и для всего общества в целом.
Достойной и мирной жизнедеятельность становится тогда, когда вы освобождаетесь в ней от разных незначительных неприятностей, негативно воздействующих на все существование. Платон именует подобные неприятности «низменными вещами» и рассуждает, «например, об угодничестве бедных перед богатыми, о трудностях и тяготах воспитания детей, об изыскании денежных средств, необходимых для содержания семьи, когда людям приходится то брать в долг, то отказывать другим, то, раздобыв любым способом деньги, хранить их у жены или у домочадцев, поручая им вести хозяйственные дела» . Экономика затрагивает проблемы всего населения, участников формирования идеального государства в экономической сфере, особенно достатке благ, доступных людям, и социальной дифференциации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аристотель. Политика. - М.: Азбука- Аттикус. 2023. – С. 49.
2) Всемирная история экономической мысли. В 6 т. В84 Т. I/МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редкол.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. - М.: Мысль, 1987. С. 122. 606, [1] с.
3) Доватур А. Политика и политии Аристотеля. – Москва, Ленинград. 1965. – С. 14-16.
4) Жуков В. И., Справедливость в парадигме философии права: аналитический обзор // Государство и право. — 2021. — № 11. — С. 7-9
5) История экономических учений : учебник / Ю. П. Грабоздин, Л. В. Ермолина, Ю. В. Зелепухин [и др.]. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 146 с. - https://www.iprbookshop.ru/102238.html
6) Костакова, Т. А. История экономических учений : учебное пособие / I. А. Костакова. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 110 с. - http://www.iprbookshop.ru/79636.html
7) Платон Собрание сочинений, т. 1, ч. – «Государство». - М. – 1971.
8) Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. С. 157
9) Рогачева К. А., Серженко А. Г. Концепция экономических отношений в идеальном государстве Платона// АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 1. 2022. С. 808-810
10) Чанышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль. 1987. – С.178.