Фрагмент для ознакомления
2
На наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста эффективно реализуется в рамках подготовки к празднику 9 мая. Этот праздник формирует у дошкольников представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране. В процессе такой подготовки старшие дошкольники плодотворно изучают историю нашей Родины через различные формы работы, такие как беседы о ВОВ, викторины, виртуальные экскурсии, экскурсии в библиотеку, музеи, мемориалы, чтение художественной литературы, просмотр фильма о событиях ВОВ (с родителями в семье), участие в Параде Победы и акция «Бессмертный полк», инсценирование произведений осетинского и русского фольклорного жанра: сказки, былины, сказания, легенды, предания, летописи, песни, танцы.
Нами был разработан сценарий «Праздник со слезами на глазах», цель которого заключалась в создании условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• Расширить и обобщить знания детей о Великой отечественной войне.
• Формировать представление о значимости Победы для нашего народа, о том, почему этот праздник называют «со слезами на глазах».
• Развивать познавательную активность и интерес детей к истории своей Родины, к определённому празднику – Дню Победы.
• Активизировать желание получать новые знания, умения, навыки.
• Обогащать словарный запас старших дошкольников.
• Воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
• Сотрудничать с родителями в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств.
• Создать предметно-развивающую среду, которая обеспечит возможность общения, совместной деятельности детей, двигательной активности и отдыха.
Предполагаемым результатом являлось следующее:
• дети научатся осознанно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны и к празднику Победы, проводимого 9 мая;
• будет создана в группе предметно-развивающая среда, посвящённая празднику 9 мая в соответствии с требованиями ФГОС;
• у детей будут сформированы тесные внутрисемейные отношения, чувство гордости за свою семью и страну, собственная сопричастность к празднику Победы;
• повысится качество полученных знаний и навыков, стабилизируется рост интереса детей к познанию;
• повысится социальная компетентность дошкольников;
• в педагогический процесс ДОО будут вовлечены родители, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве с ДОО;
• реализуется продуктивное творчество педагогов, детей и родителей.
Нами были реализованы следующие формы работы с детьми: Беседа «День Победы - праздник Мира», целью которой являлось воспитание в нравственно-патриотического компонента гражданственности (эмоциональный критерий): закрепление знаний дошкольников о том. как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны (когнитивный компонент); формирование уважения к ветеранам, потребности своими делами проявлять это уважение (деятельностный компонент).
Также в рамках организации праздника был организован конкурс стихов «Салют победы» между дошкольниками группы (по желанию детей).
Продуктивная деятельность дошкольников была организована в формах занятий изо и последующего конкурса рисунков. Была организована совместная родительско-детская деятельность по подготовке к празднику
Были организованы сюжетно-ролевые игры «Пограничники». «Смена караула».
Проведенный торжественный утренник являлся своего рода кульминацией всех мероприятий в рамках организации данного праздника.
Наш подход в реализации проекта заключался в том, что праздник Победы является ключевым, системообразующим делом, кульминацией всей долгой и разнообразной работы в течение года. Представим некоторые формы совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (табл.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дорошук, Л. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Л. А. Дорошук ; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2011. – 24 с.
2. Захарова, Л. М. Конструирование парциальной образовательной программы по формированию гражданской принадлежности у дошкольников / Л. М. Захарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 4. – С. 98–106.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва : Просвещение, 2009. – 24 с.
4. Кораблева, Е. Е. Музейная педагогика как средство формирования гражданского образования и патриотического воспитания дошкольников / Е. Е. Кораблев // Мастер-класс. – 2015. – № 10. – С. 50–53.
5. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе : 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Н. А. Савотина ; Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания Российская академия образования. – Москва, 2006. – 44 с.
6. Сорокоумова, Е. А. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста / Е. А. Сорокоумова. // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 3. – С. 159–172.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/