Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Приобщение человека к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Важны они и в подготовке профессионального спортсмена.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека, к его спортивной подготовке.
Всестороннее развитие физических способностей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни и правильного тренировочного режима.
Отношение современного спортсмена к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем: в свете увеличения интенсивности нагрузок, в гонке спортивных достижений, все актуальнее становятся проблемы перетренированности, спортивных травм, непосильных нагрузок.
Реальное внедрение самоконтроля состояния в процессе занятий физическими упражнениями на сегодняшний день недостаточно.
Одной из причин такого отношения к физической активности видится малая осведомленность самого занимающегося о правильной организации и контроле своего состояния во время спортивной или оздоровительной тренировки.
Отсюда – цель исследования – осветить вопросы контроля и самоконтроля физического состояния в процессе организации физической активности.
Задачи исследования:
1. Изучить методы оценки интенсивности физических нагрузок,
2. Рассмотреть специфику применения этих методов для корректировки нагрузки в соответствии с функциональными возможностями организма,
3. Оценить правильность распределения нагрузки, и, исходя из практических данных, дать рекомендации по распределению нагрузки.
Исследование опирается на научные труды и методические материалы авторства В.М. Богданова, В.И. Дубровского, В.Г. Тимофеева и др.
В ходе исследования рассматриваются теоретические вопросы оценки эффективности нагрузки, а так же произведено практическое исследование испытуемого, даны рекомендации по корректировке физических нагрузок.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Методы исследования антропометрических данных
спортсмена
В основе широкого морфологического обследования спортсменов лежит антропометрия (от греч. “anthropos” - человек, “metreo” - мерю). Антропометрия - это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и функциональных размеров его тела [4].
Для тренеров и спортсменов антропометрические данные представляют значительный интерес, т.к. дают возможность постоянно следить за особенностями физического развития, рекомендовать начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта, а также индивидуально планировать нагрузку.
Антропометрия является одним из основных методов обследования спортсменов, поэтому каждый студент обязан научиться владеть им и применять его на практике.
Антропометрический показатель - объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков, делятся на:
1) соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;
2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;
3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания [6, 109].
Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную
Используемые в спортивной антропометрии размеры тела можно разделить на продольные, поперечные (диаметры) и обхватные. Для обеспечения точности их измерения используют так называемые антропометрические точки, в качестве которых служат костные выступы - отростки, бугры, мыщелки, края сочленяющихся костей, специфические кожные образования (пупок) и др. Расположение той или иной антропометрической точки находят путем прощупывания с последующим обозначением дерматографическим карандашом на период обследования.
Для проведения измерений антропометрических параметров необходимы следующие антропометрические инструменты: антропометр (или ростомер), весы медицинские, калипер, сантиметровая лента (нерастяжимая), толстотный циркуль, скользящий циркуль. Точность измерения приборов: антропометра, скользящего и толстотного циркулей – 1 мм, сантиметровой ленты – 1 мм, калипера – 0,5 мм, весов – 50 г. [3, 37]
Все измерительные признаки удобно заносить на отдельные для каждого обследования бланки – «Бланк соматотипирования» (приложение 1). Количество измеряемых признаков различается для мужчин и для женщин.
В настоящее время программа морфологического обследования спортсменов расширена и носит более функциональный характер. В нее, кроме тотальных и парциальных размеров тела, особенно важных при отборе спортсменов и индивидуализации спортивной тренировки, включены такие показатели, как поверхность тела, характеризующая энергопроцессы в организме; мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры; показатели, характеризующие состояние позвоночного столба, грудной клетки и т.п. Так же в настоящее время большое внимание отводится изучению уровня здоровья спортсмена, так как начиная с определенного уровня энергопроизводительности, организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска [4].
По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.
Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданов В.М. Методические и практические основы физического воспитания студентов. - Учебное пособие. — Самара: Самарский Государственный аэрокосмический университет, 1998. — 111 с.
2. Горбачик В.Е. Основы анатомии, физиологии, антропометрии и биомеханики. - Учебное пособие. - Витебск: Изд-во ВГТУ, 2011. - 125 с.
3. Гуштурова И.В. Практикум по возрастной физиологии. - Ижевск: Удмуртский университет, 2018. — 140 с.
4. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Антропометрия: Оценка физического развития. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1100059/ Дата обращения 29.10.2018
5. Конопальцева Н.М., Волкова Е.Ю., Крылова И.Ю. Антропометрия индивидуального потребителя. Основы прикладной антропологии и биомеханики. - Лабораторный практикум — М.: Форум: Инфра-М, 2014. — 256 с.
6. Кошкарев Л.Т. Спортивная метрология (основы статистики, измерений, комплексного контроля в тренировочном процессе спортсменов). - Великие Луки: Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2014 . - 225 с.
7. Тимофеев В.Г., Водянникова И.А. Информационный анализ учебно-тренировочной процесса в спортивных школах. - М., 2007. - 28 с.