Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый ребенок, оказавшись впервые в детском саду, сразу попадает в новые, ранее неизвестные для него условия. В дошкольном учреждении новый режим, распорядок дня, характер питания, обстановка в целом. При этом в детском саду нет мамы, но есть воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, возникает также и новый характер общения со взрослыми и сверстниками.
Зачастую, все вышеприведенные новшества неизбежно приводят к изменениям в привычном поведении ребенка: у него вполне может увеличиваться или снижаться аппетит, нарушается эмоциональное состояние, и, как следствие этому, и сон. В ряде случае дети способны забывать то, что уже знали и могли делать полностью самостоятельно. Именно с данными проблемами непосредственно сталкиваются родители при поступлении их ребенка в детский сад.
Одной из самых важных задач воспитания и обучения детей на современном этапе, что полностью соответствует требованиям дошкольного образования, представляется их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в виде полноправных членов общества. В связи с этим главная цель развития и совершенствования системы дошкольного образования, в частности, его содержательной стороны заключается в наиболее оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей детей, их познавательной деятельности и в целом личности. Проблема адаптации детей к детскому саду обязывает психологов и педагогов к поиску таких способов и путей в работе, которые бы самым лучшим образом соответствовали индивидуальным возможностям детей, в особенности в начальный период их поступления в детский сад.
Стоит отметить, что проблема адаптации ребенка к детскому саду появилась с самого начала введения дошкольных образовательных учреждений и продолжает оставаться актуальной в настоящее время, при этом какой будет адаптация - зависит от воспитателей, родителей и самого ребенка.
1. Определение понятия адаптация, фазы и виды адаптации
С первым приходом ребенка в детский сад его жизнь кардинальным образом изменяется: появляется строгий новый режим дня, помещение, отсутствие родителей и близких людей, постоянное присутствие сверстников, новые требования к поведению и т.д. Все это на ребенка обрушивается сразу, формируя для него стрессовую ситуацию, способную приводить к невротическим реакциям (страхам, капризам, отказу от еды, частым болезням и т.д.) В соответствии с этим, процесс адаптации к условиям детского сада, представляется очень важной и актуальной проблемой и в настоящее время.
Под адаптацией традиционно принято понимать процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее основным условиям. Адаптация представляется активным процессом, который приводит к негативным (стресс) или позитивным (адаптированность) результатам [7].
Социально-психологическая адаптация, в свою очередь, выступает взаимодействием личности и социальной среды, приводящим к оптимальному соотношению ценностей и целей группы и личности. В процессе социально-психологической адаптации осуществляются интересы, потребности и стремления личности, развивается и раскрывается её индивидуальность, личность полноценно входит в новое социальное окружение, самоутверждается, становится членом коллектива [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. - М.: Учитель, 2020. - 228c.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2018. - 247с.
3. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2013. - №5. - С.49-53.
4. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2017. - 304с.
5. Зверева О.Л., Ганичева А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2010. - 408с.
6. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. - 2018 - № 4. - С.14-16.
7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2016. - №1 - С.34-37.
8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2017, - 176с.
9. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С.14-16.
10. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М., 2010. - 315с.