Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием процесса психологической адаптацией личности. Это происходит потому, что сегодня достаточно резко возрастает число жертв чрезвычайных ситуаций различного характера, а также крупномасштабных аварий, природных катастроф, локальных войн, террористических акций и пр. Также редкостью не являются и противоречия в психическом состоянии, вызванные конкретными событиями в жизни каждого индивида.
Последствием всех описанных концептов является такой феномен, как ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства или нарушения), исключить которые из жизни людей не представляется возможным, что автоматически увеличивает интерес к их детальному и обоснованному исследованию.
Кроме того, несмотря на наличие, достаточно большого количества исследований посттравматических стрессовых нарушений, многие проблемы, связанные с их появлением остаются неразрешенными, что также обуславливает устойчивую степень актуальности их изучения.
Таким образом, учитывая актуальность сказанного, была определена цель исследования: изучить особенности существующих посттравматических стрессовых нарушений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) исследовать и описать причины возникновения посттравматических стрессовых нарушений; 2) проанализировать особенности социально – стрессовых расстройств; 3) обосновать методы коррекции травматических расстройств.
Объект исследования: посттравматические стрессовые нарушения.
Предмет исследования: процесс становления, развития, коррекции посттравматических стрессовых расстройств.
1. Причины возникновения посттравматических стрессовых нарушений
Основной причиной, вызывающей посттравматические нарушения называют психологическую травму. Последствия ее получения, как это ни странно, могут быть, как положительными, так и отрицательными. Положительные последствия некоторых психотравм используются в медицинской практике (шоковая терапия и т. п.) и для психологической ре-креации (экстремальный спорт и др.). Однако они не выделены в единый синдром. А вот отрицательные последствия психотравм всегда были объектом внимательного изучения.
Обычно посттравматические нарушения вызываются травмами «прошлого». Она могла быть нанесена переживанием боли, ужаса, который выходит за рамки привычного опыта человека. Также ПТСР могут возникать и при травмах «настоящей жизни» у тех людей, которые привыкли к стандартным условиям существования, и вынуждены выходить из собственной «зоны комфорта».
Также источником посттравматических нарушений может стать «травма ожидания будущего». Если человек боится, какой – либо грядущей трагедии, то вполне возможно, она базируется на событиях, случившихся ранее и оставивших след внутри его души. Но более сложные формы ПТСР возникают из- за неизвестных опасностей, подстерегающих человека, они имеют самый глубокий характер.
Среди различных посттравматических стрессовых нарушений выделяют:
1) психосоматические расстройства или «уничтожение» болезненным процессом внутри организма локусов, пораженных, якобы «захваченных» гипотетиче¬ским врагом;
2) стойкий психический регресс, которой рассматривается как избегание принятия и переживания неустранимых последствий травмы. На этом пути возникают: инфантилизация или возврат к детскому сознанию; «дебилизация» или уничтожение психических потенций;
3) диссоциация или раздвоение сознания, происходящего как формирование «аварийного клапана» необходимого для выпускания накапливающегося дискомфортного психического перенапряжения. Также выделяют такие пути развития ПТСР, как ухудшение качества жизни человека, потеря смысловых жизненных ориентиров, не востребованность окружающими, отсутствие накопленного опыта и пр.
Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что любая причина, вызывающая посттравматические стрессовые нарушения может вызвать глубокий психический дисбаланс, в случае отсутствия должно степени внимания и оказания своевременной помощи пострадавшему лицу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азаров, Ю.П., Основы семейной психологии / Ю.П. Азаров // – М.: Эксмо, 2015 - 496 с.;
2. Жукова, Ж.В., Развитие личности: сущность, направление, факторы / Ж.В. Жукова // М.: Владос, 2013 – 264 с.;
3. Малаков, А.Г., Общая психология / А.Г. Малаков // СПб.: Питер, 2016 - 583 c.;
4. Кравченко, А.И., Основы семейной педагогики / А.И. Кравченко // – М.: Инфра – М., 2014 - 352 с.;
5. Райкрофт, Ч., Краткий словарь психоанализа / Ч. Райкрофт // - СПб.: Восточно - Европейский институт психоанализа - 2011 - 250с.;
6. Цветков, В.Л., Психология для студентов вузов / В.Л. Цветков // – М.: Юнита - Дана, 2015 - 383 с.;
7. Ярошевский, М.Г., Основы аналитической психологии / М.Г. Ярошевский // М.: Владос, 2013 - 354 c.