Фрагмент для ознакомления
2
Техника «Сократовский диалог» («сократический диалог»)
Теоретическое обоснование
Метод сократовского (сократического) диалога восходит к деятельности древнегреческого философа Сократа (470-399 до н. э.). В отличие от софистов Сократ практиковал беседу (чередование вопросов и ответов), а не «состязание» в связных речах, которые содержали законченное изложение какого-либо взгляда. Целью такого диалога – это обнаружение истины, а не победа в споре.
Первая часть сократовской беседы содержала притворное неведение, цель которой заключалась в демонстрировании собеседнику ложности внешнего, как бы очевидного знания, основанного на некритически усвоенных положениях, к примеру, от внешних авторитетов. Последовательно задаваемые Сократом вопросы приводили к обнаружению
противоречий в позиции отвечающего [2].
Вторая часть беседы это майевтика как «искусство помочь родиться знанию», по Сократу, тонкое искусство «родовспоможения». Майевтика позволяет обнаружить ту истину, которая уже есть у человека, но становится доступной для него лишь в результате специально организованного Сократом совместного исследования путем вопросов и ответов [2].
Этот метод используется в различных направлениях психологического консультирования и психотерапии. Рассмотрим его в рамках экзистенциального подхода – логотерапии Виктора Франкла.
Экзистенциальный подход – логотерапия В. Франкла.
Итак, сократовский диалог используется в рамках экзистенциального подхода, который помогает обрести смысл, принять ответственность за свою жизнь, чувствовать себя свободно и открыто по отношению к миру.
Это направление не рассматривает отдельные проявления психики, а старается понять внутренний мир, ценности и опыт конкретного человека.
Основополагающая базовая категория экзистенциального подхода в современном психологическом консультировании – это бытие. При этом любой человек выделяется, как уникальная личность.
Экзистенциализм наделяет человека полной ответственностью за свою жизнь, в том числе и за неспособность действовать, меняться, расти.
Экзистенциальное консультирование стремится максимально приблизиться к самой жизни, пытаясь воспринимать ее непосредственно, без идеализации, основываясь на экзистенциальной философии, как мировоззрении, но ставя во главу угла жизнь клиента во всем многообразии ее проявлений.
Экзистенциальное консультирование как направление консультирования, обращается к ситуации жизни человека и прочно помещает его в предсказуемые проблемы человеческого состояния.
В рамках данного консультирования происходит обретении и осознание клиентом смысла, который он стремится придать своей жизни; осознание им личностной свободы и ответственности.
В рамках экзистенциального подхода выделяется логотерапия.
Движущей силой логотерапии является идея о том, что люди наиболее мотивированы поиском смысла, что указывает на то, что смысл жизни – это самый большой вопрос в наших умах и самый большой стресс в нашей психике. Поиск смысла направлен на те ценности, которые каждый отдельный человек должен воплощать во всей неповторимости своего существования и уникальности пространства собственной судьбы
Отсутствие смысла вызывает много проблем в человеческом существовании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг // Практическое руководство. – М.:, 1999 - 487 с.
2. Бурдин М. В. Психологическое консультирование и психотерапия: технология сократического диалога [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. В. Бурдин, Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – 2019 –88 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie- posobiya/psikhologicheskoe-konsultirovanie-i-psikhoterapiya- tehnologiya-sokraticheskogo-dialoga.pdf.
3. Глэддинг С. Г. Психологическое консультирование.4-е изд. / С.Г. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.
4. Дзеружинская Н. А. Техники психотерапии при ПТСР / Н.А. Дзеружинская, О.Г. Сыропятов. – Режим доступа: https://bookap.info/book/dzeruzhinskaya_tehniki_psihoterapii_pri_ptsr/#o
5. Когнитивно-поведенческая терапия: эффективные техники и методы [сайт]. – Режим доступа: https://urgaps.ru/news/1549.
6. Кочарян Г.С. НЛП: терапевтические техники / Г.С. Кочарян. – 2 - изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
7. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 255 с.
8. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков / Я.Л.Обухов. – М.,1997. – 191с.
9. Плетка О. Интенсивная работа с травмой: психотерапевтические методы: пособие / О.Плетка, Ю. Чаплинская. – К. : Талком, 2017 – 232 с.
10. Ромек В.Г. Психодрама. Что и как / В.Г. Ромек // Психологическая газета. – Режим доступа: https://psy.su/feed/2146/.
11. Синявина Я. МАК-расклады для коучинга / Я. Синявина. – Режим доступа:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1715324326&tld=ru&lang=ru&name=Chek-list_5_kouchingovykh_tekhnik_s_mak.pdf&text=техники.
12. Шумейко А.А. Тревожные состояния. Техники работы в практике психолога / А.А. Шумейко // Психологическая газета. – Режим доступа: https://psy.su/feed/12081/.