Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта на долгосрочный период определена в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года . Действующая в настоящий момент государственная программа подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной транспортной политики, направленными на создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния транспортной системы определены цели и задачи государственной программы. При этом цели государственной программы отражают конечные результаты решения транспортных проблем социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Так, в числе приоритетных целей отметим: во-первых, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; во-вторых, повышение доступности транспортных услуг для населения; в-третьих, повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и в-четвертых, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы
Цель работы проанализировать особенности транспортной системы Российской Федерации.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие транспортной системы. 2. Раскрыть влияние транспорта на экономическую безопасность страны. 3. Изучить процесс интеграции транспортной системы РФ в новые регионы страны. 4. Раскрыть влияние транспортной системы на социально-экономическое развитие новых регионов.
Глава 1. Общая характеристика транспортной системы РФ
1.1 Понятие транспортной системы
Транспорт – «кровеносная система» страны. Транспорт – это межотраслевая логистическая система, влияющая на условия жизнедеятельности и хозяйствования, а не только отрасль, перемещающая грузы и людей. Возможность беспрепятственно, качественно и надежно осуществлять перевозки становится определяющей при принятии решения об инвестировании перспективных проектов и создании различного рода производств.
Транспорт в Российской Федерации является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Транспортный комплекс - это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность производства и качество жизни населения.
Под транспортным комплексом мы понимаем совокупность отраслей хозяйства, предназначенных для транспортировки грузов и пассажиров. В него кроме отраслей транспорта включаются все отрасли хозяйства, обслуживающие транспорт.
Исследованиям теоретических основ транспортной науки, в том числе теории транспортных систем, посвящено множество трудов российских и зарубежных ученых. Большинство из них, придерживаются мнения, что одним из важнейших ее элементов является толкование понятия «транспортная система». Непрерывные процессы развития общества, ресурсной среды, окружающего социально-экономического пространства, технологий, систем транспортировки пассажиров и грузов, а также производства и информационной среды частично изменяют структуру, функции и цели транспортной системы. Факторы, влияющие на развитие транспортной системы, можно представить следующей схемой рис. 1 .
Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие транспортной системы
Транспортная система содержит все виды современного транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной, морской, трубопроводный, и различные виды специального транспорта. Различают также транспорт общего пользования, необщего пользования, промышленный, специализированный, универсальный, магистральный, дискретный, непрерывный, городской и местный.
Н.В. Пеньшин предлагает структурную схему рис. 2, которая включает в качестве основных промышленный, магистральный и городской виды транспорта .
Рисунок 2. Виды транспорта
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года" // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2021, N 50 (часть IV), ст. 8613.
2. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник / В.А. Егиазаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2020. - 315с.
3. Метод экономической оценки качества обслуживания населения пассажирским транспортом / А.С. Терентьев, Г.К. Рембалович, А.В. Шемякин и др. // Транспортное дело России. - 2019. - № 5. - С. 111-113.
4. Мачерет Д. А. Влияние транспорта на социально-экономическое развитие // Экон. железн. дорог. – 2021. – № 10. – С. 16–19.
5. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования // Транспортное право. - 2024. - №1. - С.41-44.
6. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие для вузов. - М.: Питер, 2019. - 336с.
7. Самойлов Д.С. Городской транспорт: учебник для вузов / Д.С. Самойлов, В.А. Юдин. - М.: Деловой двор, 2020. - 287с.
8. Солодкий А.И. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. - 348 с.
9. Сидоренко К.И. Направления совершенствования транспортной системы Донецкой Народной Республики // Вестник Института экономических исследований. 2020. № 1 (17). С. 203-208.
10. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2019. - 352с.
11. Экономическое обоснование эффективности и качества пассажирский перевозок автомобильным транспортом: Монография / К.П. Андреев, Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, И.Н. Горячкина, Н.А. Конычева, А.Б. Мартынушкин, Т.В. Мелькумова, В.В. Терентьев, А.В. Шемякин, И.В. Федоскина. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. – 129 с.