Фрагмент для ознакомления
2
БЛОК 1
1.1. Волчок (реж. В. Сигарев, 2009).
Волчок (2009) - Электронный ресурс - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=AlesHG0qxE0
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Социально-педагогическая проблема состоит в деструктивности как матери, так и бабушки, ребенок
растет в обстановке постоянных алкоголизма и развратного, асоциального поведения близких
родственников. Отец ребенка по сценарию фильма отсутствует.
В фильме представлены различные фильмы девиантного поведения, в частности, антисоциальное
поведение (побои, насилие), аморальное поведение (алкоголизм, агрессия, развратное поведение в
присутствии ребенка).
Также часть фильма повествует о уже выросшей девочке, которую воспитала сестра матери после
того, как та бросила ее на вокзале. Мать не изменилась и продолжает злоупотреблять алкоголем, по
сценарию девочка-подросток курит, что уже само по себе является признаками отклоняющегося
поведения
Инспектор ПДН в сложившейся ситуации обязан бы внести в опеки и попечительства предложения
об устранении причин и условий, которые способствуют развитию деструктивному развитию ребенка
в данной семье либо об изъятии ребенка из семьи в случае, если мать продолжит злоупотреблять
алкоголем и вести развратный образ жизни.
То же самое касается и заключительной части фильма, когда мать возвращается после долгого
отсутствия, так как мать продолжает алкогольный образ жизни, так же, как и ее сестра, с которой всё
это время проживал ребенок, поддерживает употребление дома алкогольных напитков.
Имитационная беседа:
И (Инспектор): Наша беседа напрямую связана с ненадлежащим выполнением вами своих
родительских обязанностей.
М (Мать): Я выполняю свои обязанности, она одета, обута, всего ей хватает.
И: Вы злоупотребляете алкоголем, бросили ребенка, не выполняете свои обязанности.
М: Она уже большая, может сама себя обслуживать, а мне тоже необходимо устраивать свою жизнь.
3
И: Вы должны осознавать, что на вас лежит ответственность за воспитание вашей
несовершеннолетней дочери и в случае невыполнения своих родительских обязанностей мы будем
вынуждены ее забрать.
М: Возможно, ей у других людей будет лучше.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Возрастные особенности: в начале фильма – младший школьный возраст. В данном возрасте
основной является учебная деятельность и взаимодействия со взрослыми, развивается речь и
мотивация.
В конце фильма – подростковый возраст, около 15 лет, данный возраст характеризуется личностным
развитием, формированием моральных устоев и представлений, что в асоциальной обстановке крайне
затруднено.
Гендерные особенности: девочка, стиль общения: речь развита для возраста недостаточно, ребенок не
критичен, не может выстраивать взаимоотношения с окружающими, умеет выполнять обязанности по
дому, чему ее ранее научила бабушка до момента своей смерти.
В подростковом возрасте, в целом, общение соответствует возрасту, подросток замкнут, однако
жаждет внимания матери, и хочет выстроить с ней общение.
Психологическая характеристика девиантного поведения: поведение ребенка является асоциальным и
деструктивным. Ребенок заводит себе друга на кладбище, с которым делится своими переживаниями,
проблемами, приносит конфеты.
Психологические особенности семьи: семья неполная, мать зависима от а алкоголя и ведет
развратный образ жизни. Социализирующая функция семьи в ситуации фильма не реализуется,
ребенок должен быть изъят из семьи в государственное учреждение с целью устройства в другую
семью.
1.2 «Пацаны» (реж. Д. Асанова, 1983) - Электронный ресурс - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=SluGYV1xPEY
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Социально-педагогическая проблема заключается в асоциальном противоправном криминальном
поведении, безнадзорности подростков, алкоголизации родительской семьи.
Данный вид девиантного поведения, который характерен для главного героя Вовы – антисоциальное
поведение, в частности, карманные кражи, приводы в милицию, неоднократные кражи в школе.
В случае вынесения приговора с отсрочкой исполнения инспектор ПДН должен поставить подростка
на профилактический учет и осуществлять мероприятия по предупреждению дальнейших
противоправных действий. Также необходимо направить заявление в органы опеки для решения отца
родительских прав.
Имитационная беседа:
И (Инспектор): Нам необходимо побеседовать относительно вашего сына.
О (Отец): А что о нем беседовать.
И: Он совершил кражу и был задержан сотрудниками полиции.
4
О: Ну, судите его.. я-то что.
И: Вы несете ответственность за него как родитель, а вы вместо этого сами пьете и не занимаетесь
воспитанием ребенка.
О: Я занимаюсь, вот вернется домой я его ремнем повоспитываю.
И: Если вы не исправитесь и не перестанете вести аморальный образ жизни, мы будем вынуждены
забрать у вас сына еще до исполнения приговора.
О: Забирайте, пусть государство воспитывает.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Подростковый возраст: данный возраст является периодом формирования моральных норм,
формирования склонностей, психологического и физического развития, выбора профессии.
Гендерные особенности: мальчик, возраст – 15 лет, в момент суда по сюжету ролика подросток вел
себя дерзко, но сдержанно, врал суду, раскаивался в содеянном и обещал исправиться.
Психологическая характеристика девиантного поведения: агрессия, деструктивность,
противоправное поведение, ложь.
Психологические особенности семьи в данном ролике представлены в виде описания начальника
трудового лагеря, ребенок вместе с сестрой воспитывался в неполной семье, отец злоупотребляет
алкоголем, ведет асоциальный образ жизни. По сюжету фильма социализирующую функцию на себя
взял спортивно-трудовой лагерь на базе совхоза, в который был отправлен мальчик на время
отсрочки приговора в виде двух лет лишения свободы, к которым был приговорен мальчик.
1.3 Зацеперы (видеоролик).
Поездка ценою в жизнь. Сюжет про зацеперов. - Электронный ресурс - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=QDlAQEjmJms
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Сущность социально-педагогической проблемы заключается в желании подростков принадлежать к
какой-либо социальной группе. Зацеперство не требует каких-то особых навыков, и попробовать его
может практически каждый подросток.
В данном случае зацепинг относится к такому виду девиантного поведения, как аутодеструктивное,
саморазрушающее поведение, которое выражается в готовности идти на необоснованный риск,
желание испытать адреналин. Результатом такого поведения может быть непреднамеренное
нанесение себе физического вреда, вплоть до инвалидности и даже смертельного исхода в результате
травмирования электрическим током, или падения с крыши поезда.
Зацепинг относится к категории административных правонарушений, поэтому инспектор ПДН
должен в данном случае применять меры по их профилактике. Изначально проводится беседа с
подростком и родителями, в дальнейшем его могут поставить на учет.
Имитационная беседа:
5
И (Инспектор): Наша беседа будет связана с поведением вашего сына. Он был задержан
сотрудниками транспортной полиции за проезд на торцевой стороне вагона
М (Мама): Я ничего не знала об этом. Сын увлекается поездами, я знала об этом хобби, но о том, что
он катается снаружи поезда и подумать не могла.
И: Вам необходимо оказать воздействие на своего ребенка с целью оградить его от подобных
поступков, так как, во-первых, это азминистративное правонарушение и вам грозит штраф по статье
5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по
содержанию и воспитанию несовершеннолетних» Сумма данного штрафа составляет 500 рублей. Но
по достижению вашим сыном возраста уголовного преследования, если подобное поведение не
прекратится, то вашему ребенку по ст.267.1 УК РФ уже грозит штраф в размере от 150000 до 300000
рублей или ограничение или даже лишение свободы на срок до 2 лет. Согласитесь, что перспектива
весьма неприятная.
М: Мы обязательно будем разговаривать с сыном и примем все меры, чтобы этого не повторилось.
И: Также мне необходимо провести с ним профилактическую беседу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Подростковый возраст в случае с зацепингом, характеризуется следующими моментами: потребность
в самореализации, самоутверждении, желание повысить собственную значимость, доказать
принадлежность к неформальной группе зацеперов.
Гендерные особенности: мальчик, возраст – 15 лет, в момент задержания по сюжету ролика
подросток вел себя развязно, требовал прекратить съемку, адвоката, агрессивно отвечал сотрудникам
полиции, не осознавал противоправности своих действий.
Психологическая характеристика девиантного поведения: агрессивность, развязность, хулиганство,
противоправные действия.
Психологические особенности семьи в данном ролике не представлены, однако, судя по поведению
героев ролика, которые занимались зацепингом в прошлом, как правило, это дети из благополучных
семей, которым не хватает экстрима и развлечений, а родители, зачастую ничего не подозревают об
увлечениях своих детей. В связи с этим, такие семьи должны совершенствовать свою
социализирующую функцию и вплотную заняться организацией досуга своих детей.
1.4 Руфинг, билдеринг (видеоролик).
Смертельное хобби. Специальный репортаж - Электронный ресурс - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=azrAbtOBo0A
Сущность социально-педагогической проблемы заключается в безнадзорности подростков,
отсутствия у них здоровых увлечений, неорганизованность свободного времени.
Руфинг и билдеринг относятся к аутодеструктивному поведению. Его характеристики: опасность для
жизни, высокий риск травматизации и смерти, игнорирование опасности, сознательное нарушение
законодательства, так как данные поступки образуют состав административного правонарушения.
Инспектор ПДН должен провести профилактическую беседу как с подростком, так и с его законными
представителями с целью предупреждения о возможных последствиях такого экстремального хобби,
6
а также предупредить родителей об административной ответственности за ненадлежащее
выполнение родительских обязанностей.
Имитационная беседа:
И (Инспектор): Добрый день, вы были приглашены для беседы по поводу своего
несовершеннолетнего сына.
М (Мать подростка): Добрый день, да, я понимаю причину.
И (Инспектор): ваш ребенок был задержан сотрудниками полиции за занятия лазанием по крышам,
так называемым руфингом. Вы знали об увлечениях вашего сына?
М: Нет, я не догадывалась, что он так проводит свободное время. Мне он говорил, что просто идет
гулять с друзьями.
И: Вы должны провести с сыном беседу и убедить его оставить данное занятие, так как это влечет
штраф и постановку его на учет. Но это не самое страшное в данном случае. Страшным является то,
что вы можете потерять своего ребенка, такие хобби не оставляют практически шансов.
М: Я понимаю, конечно, я обязательно займусь данным вопросом.
И: Также мне будет необходимо провести беседу с вашим сыном.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Подростковый возраст характеризуется потребностями в самоутверждении, самореализации,
желании продемонстрировать сверстникам свою уникальность, бесстрашие, принадлежать к
неформальной группе с аналогичными интересами
Гендерные особенности: мальчик, возраст – примерно 17 лет, подросток в ходе интервью ведет себя
спокойно, рассказывает о плюсах и минусах руфинга, о том, что действительно данное хобби
является экстремальным и требует подготовки, отмечает, что часто руфингом увлекаются дети, что
может закончится достаточно плачевно.
Психологическая характеристика девиантного поведения: склонность к риску, противоправные
действия, неорганизованность досуга, деструктивность.
Психологические особенности семьи в данном ролике не указаны, однако, судя по поведению героя
интервью, который увлекается руфингом, семья является благополучной, а родители не
догадываются об увлечениях подростка, который, естественно, ничего им не сообщает. В случае,
если на него будет составлен административный протокол, то родители должны заняться
организацией свободного времени подростка и убедить его в том, что такие увлечения могут быть
крайне опасны для его жизни.