Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникация — ключевой фактор социализации, один из базовых антропологических параметров. П. В. Якупов определяет коммуникацию, не только как «прием и передачу информации, но создание некой общности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии» [7, с. 261].
Однако в процессе обмена информацией происходит и другой важный процесс — социализация, адаптация личности к определенным условиям жизни в обществе. При этом коммуникацию можно отнести к важнейшим факторам, которые влияют на развитие личности в процессе социализации. Слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communication означает «передача» или «сообщение». То есть под коммуникацией в общем смысле понимают обмен информацией, происходящий между собеседниками. Она же является передачей сообщения от одного человека к другому.
Виды и формы коммуникации бывают самыми различными, речевыми и неречевыми. Люди даже без разговора способны общаться между собой с помощью символов, мимики или жестов. Выделяют еще и письменную коммуникацию. Становится понятным, что если передача информации между несколькими участниками беседы окажется по каким-либо причинам неэффективной, то в таком случае людям никогда не удастся договориться между собой. Другими словами, различные виды коммуникаций являются базисом для существования и деятельности любой организации.
1. Теоретические подходы к понятию «коммуникация»
Особый интерес исследователей к проблемам коммуникации наблюдается со второй половины ХХ века. К 1960-ым годам только в зарубежной социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. Сегодня их на порядок больше из-за широкого спектра точек зрения, подходов к исследованию и пониманию коммуникации. Например, в рамках структурно-функционального анализа Р. Мертон, П. Лазерсфельд придерживались позиции, что социальная жизнь предполагает более или менее стабилизирующую картину жизни общества, которого возможно достичь с помощью разных деятельностей, например связанной с социальной коммуникацией.[1, c.138-149]
Одним из первых социологов, который заострил внимание на коммуникации, был Никлас Луман. Он считал, что социологическое понятие общества нечёткое, размытое и неопределённое. Социолог был уверен, что понимание общества как совокупность людей или отношений между ними не корректно, общество имеет совершенно иную структуру и иные системные характеристики. Лумановская позиция была такова: социальные системы базируются на взаимосвязи коммуникаций. По Луману, коммуникация является базовым элементом общества, а всё, что не есть коммуникация – это часть внешней среды общества [2, c. 31].
Весомое значение коммуникации подчёркивал и Юрген Хабермас. Он сместил акценты в анализе труда с производительных характеристик на коммуникативные. При анализе социального действия им выделялось коммуникативное действие, суть которого заключается в нахождении взаимопонимания между субъектами, не ориентировании на собственный успех и восприятии коммуникации как самоцели.
Цель действия –достижение соглашения между участниками для решения проблемных вопросов и реализации совместных результатов в определённой ситуации. Коммуникация – это опосредованная языком интеракция, в процессе которой выявляются смыслы и значения языковых выражений. Что же такое коммуникация? Однозначно ответить сложно. Коммуникация как термин появляется только в ХХ веке, благодаря американскому социологу Чарльзу Кули. Индивиды осуществляют коммуникацию между собой в виде обмена знаковыми образованиями (сообщениями), в которых содержатся информация, ценностные ориентиры, эмоции, знания, мысли общающихся сторон. Коммуникация может служить отражением общественных отношений и исторического опыта людей. Социальная коммуникация – это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе [6, c.9].
Для изучения социальной коммуникации необходимо понимание включающих в неё терминов. Общение – процесс взаимообмена информацией и чувствами между индивидами во время их совместной деятельности, реализуемой с помощью вербальных средств. Коммуникация – процесс передачи и восприятия информации, как между личностями, так и массовое общение посредством каналов с помощью вербальных, невербальных и других средств.
Информация – упорядоченные и переданные сведения. К понятиям общение и коммуникация существует два подхода. Первый отождествляет два данных понятия. Существуют определения коммуникации через слова «путь сообщения, общение». Такую позицию поддерживается К. Черри, трактуя коммуникацию как «социальное общение» посредством связей, выработанных людьми, среди которых ключевыми являются человеческая речь и язык. Второй подход разделяет понятия «общение» и «коммуникация». Разделение основывается на том, что коммуникация, по мнению согласных с данной точкой зрения, это однонаправленный процесс, общение представляет собой субъект-субъектную связь. Есть предположение, что общение категория более
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бориснёв. С.В. Социология коммуникации. — Москва.: «Юнити», 2003, с270.
2. Каган М.С. «Мир общения», Москва 1988, с. 143-146 5. Василик М.А. Основы теории коммуникации – Москва ГАРДАРИКИ 2007 616 с. 6
3. Лоскутникова В.М., Хабермас и Луман: два подхода к исследованию процессов коммуникации в современном обществе – с.85
4. Луман Н. Понятие общества//Проблемы теоретической социологии. — СПб.: «Петрополис», 1994. — с.24-42.
5. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. №3 (14). С. 7-16.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2000. Хрестоматия. С. 138-149.
7. Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. 480 с.
8. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. М.: Владос, 2004. 317 с.
9. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. №2. С. 84- 106.
10. Стриганкова Е. Ю. Коммуникация и социализация в формирующемся информационном обществе: социально-философская рефлексия процессов взаимодействия // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2014. №3 (42). С. 116-123.
11. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. 664 с.
12. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник университета. 2016. №10. С. 261-266.