Фрагмент для ознакомления
2
Основные функции журналистского текста [1]:
1. Информативная функция
Информативная функция заключается в предоставлении фактов и сведений, необходимых для понимания событий, ситуации, позиций участников. В данной статье информативная функция реализована через подробное освещение содержания телефонного разговора между Трампом, Зеленским и Маском. Читателю предоставляется конкретная информация о том, что беседа состоялась на следующий день после выборов, а также даются детали высказываний участников.
Примеры:
• «Основатель Tesla и SpaceX пообещал продолжать поддерживать Украину через свои спутники Starlink.» Этот факт сообщает читателю о готовности Маска поддерживать Украину технически, независимо от политических изменений в США.
• «Избранный президент США во время того разговора пообещал президенту Украины, что он будет им доволен…» Этот пример указывает на конкретные слова Трампа, что позволяет аудитории получить представление о его позиции по отношению к Украине и возможному дальнейшему взаимодействию.
• Также важно отметить, что статья предоставляет сведения о реакции Зеленского на звонок, о его поздравлении Трампа с «исторической убедительной победой» и его заявлении, что «лидерство США жизненно важно для всего мира». Эти факты помогают читателю понять, что Зеленский рассматривает поддержку США как стратегически важную.
2. Аналитическая функция
Аналитическая функция материала проявляется в том, что автор не просто предоставляет информацию, но и подчеркивает потенциальные последствия событий и комментариев, которые были высказаны в ходе разговора. Автор выделяет тревоги и опасения, которые могут возникнуть у Украины и европейских стран в случае изменения внешнеполитического курса США, а также анализирует намерения администрации Байдена оказать максимальную помощь Украине до вступления Трампа в должность.
Примеры:
• «Администрация уходящего президента Джо Байдена сейчас ищет способы оказать Украине как можно больше военной помощи до 20 января, когда Трамп „может перекрыть кран“.» Эта фраза отражает не только информацию о текущих действиях администрации Байдена, но и делает акцент на возможные последствия смены власти в США, показывая беспокойство автора по поводу будущей поддержки Украины.
• Анализируются также последствия заявлений Трампа в предвыборной кампании: «Публичные заявления Трампа... вызывали тревогу в Киеве и по всей Европе.» Автор анализирует, как риторика Трампа и его нейтральная позиция могут повлиять на восприятие его избрания в других странах.
• В статье говорится, что Трамп стремится «дать дипломатии шанс», что указывает на его предпочтение мирного решения, но также вызывает беспокойство по поводу того, как далеко он готов зайти в своих переговорах с Россией.
3. Эмоциональная функция
Эмоциональная функция заключается в создании у читателя определенного настроения и в побуждении к эмоциональной реакции на материал. Автор делает акцент на драматических моментах и тревожных аспектах будущих изменений в политике США, используя такие приемы, как выразительные фразы, подчеркивание неуверенности и эмоциональных переживаний участников. Это вызывает у аудитории не только интерес к материалу, но и побуждает к сопереживанию.
Примеры:
• «Маск выразил мнение, что „бессмысленные убийства прекратятся“.» Этот комментарий Маска усиливает драматизм материала, так как поднимает вопрос о значении человеческой жизни в контексте военных действий. Эта фраза затрагивает чувства аудитории, намекая на то, что кровопролитие может быть остановлено, что вызывает надежду, но одновременно и тревогу за будущее Украины.
• Фраза «не оставил у Зеленского чувства отчаяния» также эмоционально насыщена, так как передает эмоциональное состояние украинского лидера, не уверенного в будущей поддержке, но несколько успокоенного. Этот элемент добавляет эмоциональную напряженность в повествование и усиливает интерес читателя к происходящему.
• В конце статьи Зеленский заявляет, что лидерство США «жизненно важно для всего мира и для справедливого мира». Это утверждение добавляет эмоциональный акцент на роли США как гаранта мира, заставляя читателя почувствовать важность ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников:
1. Емельянова, Т. П. Функции СМИ с позиций исследователей и публики: соци-ально-психологический подход / Т. П. Емельянова // Вестник Московского государствен-ного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2016. – № 3. – С. 62–72. – URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/10088.
2. Гаврилов В. В. Лингвокультурологический анализ журналистских текстов как критерий их эффективности //Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 2. – 2022. – С. 52–61.
3. Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов / А. В. Колесниченко. – Москва: Юрайт, 2018–341 с.
4. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров. – 8-е изд., испр. – Москва: Аспект Пресс, 2001. – 351 с.
5. Меркушина Е. А. Факторы эффективности региональных сетевых СМИ //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2021. – №. 1. – С. 115–117.
6. Гаврилов В. В. Лингвокультурологический анализ журналистских текстов как критерий их эффективности //Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 2. – 2022. – С. 52–61.