Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе невозможно без правильной мотивации и стимулирования персонала. Обеспечение результативности работников является одной из главных функций руководителя предприятия.
Стимулирование сотрудников является одним из ключевых аспектов управления любой компанией. Этот процесс существенно повышает эффективность и производительность работы, а также осуществляет последовательную и разумную политику улучшения системы материального и морального стимулирования трудовой деятельности. Кроме того, он позволяет находить и устранять любые нежелательные формы трудового поведения, которые могут появиться среди персонала, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросам мотивации персонала организации посвящены работы следующих авторов: В. А. Акулич, О. С. Белокрылова, В. Р. Веснин, Г. Г. Вукович, Х. Я. Галиуллин, А. А. Гасанова, Б. М. Генкин, Д. И. Глик, В. В. Гончаров, Н. А. Горелов, В. П. Грузинов, А. В. Дейнека, М. С. Егорова, С. Е. Елкин, П. В. Журавлев и др.
Вопросам трансформации системы мотивации персоналы посвящены работы авторов: М.Г. Бекирова, О.А. Берг, А.Е. Боковня, И.В. Волков, Б.М. Генкин, И.М. Гурова, Н.М. Кузьмина, А.В. Модорский, О.Л. Чуланова и другие.
Цель исследования – рассмотреть мотивацию в организационном поведении.
Задачи работы:
- отразить понятие мотивации в организационном поведении;
- раскрыть процессуальные теории мотивации в организационном поведении.
Объектом исследования является мотивация.
В работе использованы труды ученых: Афанасьева В. С., Голубева А. И., Гордеева Е. В., Зайцевой Т. В., Кибанова А. Я., Кошкиной Ю. А., Толмачевой М. С. и других.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анализ, синтез, сравнение.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие мотивации в организационном поведении
В настоящее время мотивационная сфера личности является одной из разработанных и фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии.
Изначально слово «мотивация» было использовано А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины». В дальнейшем данный термин прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения человека. Кроме того с понятием «мотивация» непосредственно связаны понятия «потребность», «мотив» и «цель».
Мотивация как психологический термин, на сегодняшний день имеет множество трактовок. Под мотивацией понимают, например: субъективную детерминацию поведения по Асееву В.Г. и Рубинштейну; совокупность мотивов по Платонову К.К.; «процесс психической регуляции конкретной деятельности» по Магомед-Эминову М.Ш.; совокупная система процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность по Вилюнас В.К. По мнению Кибанова А.Я.: «Мотивация - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [3, с. 52].
Прежде всего, в качестве понятия «мотив» в литературе называются самые разнообразные психологические феномены, например: представления и идеи, чувства и переживания по Божович Л. И.; потребности и влечения, побуждения и склонности по Хекхаузену X.; желания, привычки, мысли и чувство долга по Рудику П.А.; психические процессы, состояния и свойства личности по Платонову К.К.; установки по Маслоу А. и условия существования Вилюнас В.К. По мнению Левицкого А.: «Мотив - это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия».
Синонимичным понятием мотива является цель. Если обратиться к словарю русского языка Ожегова С.И., где указано, что «цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить», следовательно, цель может выступать в роли предмета, объекта и действия. Так, Рубинштейн С.Л. рассматривал цель, как предмет удовлетворения потребности. Тихомиров О.К. пишет, что цель – некий осознанный образ предстоящих результатов и отмечает, что «заданные (принятые человеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом: в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором - от потребности к цели». Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с представлением не только лишь способа удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и итога данного процесса [11, с. 106].
Далее следует обратиться к понятию «потребность»: как психическое явление отражения объективной нужды организма (биологические) и личности (социальные и духовные) по Платонову К.К.; как объективная необходимость и взаимодействие между субъектом и миром, отражение соотношения между тем, что требуется субъекту и тем, как он этим располагает (Ломов Б.Ф., Леонтьев Д.А., Каган М.С.).
Стоит обратить внимание, что в системе управления организации мотивация понимается, как: способ самоуправления личностью собой через мотивы; процесс развития мотива поведения (Филимонов В.Д., Игошев К.Е.); комплекс мотивов и как сложная и динамичная система по Кузнецовой Н.Ф. По мнению Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф. мотивация представляет собой побуждение к деятельности для достижения целей отдельной личности и организации в целом. Монден Я. мотивацию на производстве рассматривает, как: функцию управления (мотивация - побуждение к деятельности); силу, побуждающую к действию (мотив). Следовательно, под трудовой мотивацией подразумевается желание личности, основанное на удовлетворении значимых им потребностей, с целью достижения личных целей или организации, в рамках выполнения трудовой деятельности [6, с. 87].
В рамках изучения трудовой мотивации зарубежные авторы акцентируют внимание на двух видах мотивации, которые с точки зрения Хекхаузена Х. следует различать, по признакам: экстринсивной (определенной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней (потребности, установки, интересы, влечения, желания)). Замфир К. делит мотивацию на внутреннюю и внешнюю (положительную и отрицательную). По мнению автора, внутренняя мотивация порождается самой трудовой деятельностью, а внешняя мотивация состоит из мотивов, находящихся за пределами труда как такового и самого работника. Внутренняя мотивация способствует росту и развитию личности (стимулирует к самосовершенствованию, формирует чувство ответственности и т.п.) и для нее характерно, то что содержится в самой деятельности (процесс или конечный результат) и побуждает к труду. Внешняя мотивация направлена на личные интересы (безучастность, безответственность и т.п.), труд становится лишь необходимостью: положительная мотивация (материальное стимулирование, продвижение по работе, престиж и т.п.), отрицательная (штраф, критика и т.п.).
В свою очередь отечественные авторы, например, Леонтьев Б.Г. предложил два типа мотивации: первичная (потребности, влечения, инстинкт) и вторичная (мотив). По мнению автора, мотив как форма мотивации появляется только лишь на уровне личности и гарантирует индивидуальное подтверждение разрешения действовать в конкретном направлении ради достижения поставленных целей.
Кроме того, Ильин Е.П. выделяет типологию исходя из группы мотивов, связанных с трудовой деятельностью, их три: «мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами». Подробнее остановимся на мотивах связанных именно с трудовой деятельностью. Так автор выделяет группы побудительных причин, которые заставляют человека заниматься трудом: 1) побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу, оказание помощи другим и нежелание прослыть тунеядцем); 2) получение материальных благ; 3)