Фрагмент для ознакомления
2
Упражнение 12.
Т R
Речь молодого Дубровского,\его звучный голос и величественный вид\\
произвели желаемое действие.
Целевая установка – назвать результат действия известного лица.
Средства выражения актуального членения – порядок слов, интонация,
ритмическое членение предложения. Тема – речь молодого Дубровского.
Рема – произвели желаемое действие.
Т R
Народ утих, разошелся, \\ двор опустел (П.).
Целевая установка – назвать результат действия.
Средства выражения актуального членения – интонация, порядок слов.
Т R
Володя\\ был глуховат. Целевая установка – сообщение о характерном
признаке коммуниканта. Средства – интонация, порядок слов, ритмическое
членение.
Т R
Он \\ презирал всякие жизненные удобства. Целевая установка -
сообщение о действиях известного в контексте лица. Средства – интонация,
порядок слов.
Средства – интонация, порядок слов, ритмическое членение.
T R
T R
Руки у Володи \\всегда были сожжены проявителями и фиксажами –
Володя \\занимался фотографией (Пауст.).
Целевая установка – сообщение о характерном признаке
коммуниканта. Средства – интонация, порядок слов, ритмическое членение.
T R
T R
Каштанка \\потянулась, зевнула и, сердитая, прошлась по комнате. Она
\\обнюхала углы и
R R
мебель, \заглянула в переднюю и \не нашла ничего интересного (Ч).
Целевая установка – сообщение о действиях, совершаемых участником
процесса.
Т R
К даче дяди Коли \\ подкатил тарантас(Пауст.). Целевая установка
говорящего – сообщить, какое событие происходит при данных
обстоятельствах. Тема – к даче дяди Коли; рема – подкатил тарантас.
Средства выражения актуального членения – порядок слов, интонация,
ритмическое членение предложения.
R T
Через минуту появился \\Володя (Пауст.).
Целевая установка – сообщение о событии, которое произошло в
определенный момент.
Средства выражения – порядок слов, интонация, ритмическое
членение.
Т Р
Недавно прошел\\ дождь (Пауст.).
Целевая установка – сообщение о произошедшем явлении. Средства –
порядок слов, интонация, ритмическое членение.
Т Р
В парке куковала \\запоздалая кукушка (Пауст.).
Целевая установка – сообщение о месте и о происходящем событии.
Средства – порядок слов, интонация, ритмическое членение.
Р Т
В тот год\ стояла \\необыкновенная осень (Пауст.).
Целевая установка – сообщение о событиях в определенный
промежуток времени. Средства – интонация, ритмическое членение, порядок
слов.
Р Т
В октябре еще жарко грело \\солнце (Пауст.).
Целевая установка – сообщение информации о состоянии погоды в
определенный промежуток времени. Средства – интонация, ритмическое
членение, порядок слов.
Р Т
Из спальни вела куда-то еще \\одна дверь, \тоже затворенная.
Целевая установка – сообщение информации о пространственном
расположении и характеристиках предмета.
Средства - интонация, ритмическое членение, порядок слов.
Р Т
Несколько в стороне от нее,\ на матрасике лежал \\белый кот (Ч.).
Сообщение информации о пространственном расположении предмета.
Средства – интонация, ритмическое членение, порядок слов.
Р Т Р Т
Где-то на улице\\ застучали в ворота, и в сарайчике хрюкнула\\ свинья
(Ч.).
Сообщение информации о произошедшем действии и его результате.
Средства – ритмическое членение, интонация, порядок слов.
R… Т … R
Через день \\ я \\ уехал в Москву (Пауст.).
Целевая установка говорящего – сообщить, что происходит с данным
лицом, предметом, явлением в данной ситуации.