Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспортная система – это взаимосвязанное объединение транспортных средств,
оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе
и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой
транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки
как грузов, так и пассажиров.
Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция,
инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с
производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы
и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и
предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и
развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство,
топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.
Управление транспортной системой
Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем – это
комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и
3
управление транспортными средствами. Система управления транспортными потоками
осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых
сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на
государственном или международном уровне системой правил.
Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и
обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий
целевые задачи, считается субъектом данной системы.
К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести
диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках). Участие
человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как
организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает
необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы –
это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся
условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие
человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования
устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое
внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного
субъекта (в частности, водителя).
Мировая транспортная сеть
Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в
глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам
довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также
Северной Америки отличается наибольшей густотой.
Наименее развитой транспортной сетью отличаются наиболее бедные страны Африки и Азии. В
структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).
Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме
морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии)
приходится приблизительно 25 млн км.
Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина
российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их
долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.
Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой
транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения
перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта
находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 %
грузооборота.
Транспортная система России
4
Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в
некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы воздушного
транспорта. Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из
которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским
авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов
пассажиров.
Транспортная сеть является неотделимой частью экономики Российской Федерации. В
современную транспортную систему РФ входят автомобильные, железнодорожные,
воздушные, речные, морские и трубопроводные транспортные сети.
Транспортный комплекс также включает виды промышленного и городского пассажирского
транспорта. Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны,
формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения
территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме
того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы,
являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.
Показатели транспортной системы
Чтобы оценить работу транспорта пользуются различными показателями. Существует группа
показателей единых для всех видов транспорта и показателей специфических, которые
используются на каком-то одном виде транспорта и отражают специфику работы этого вида
транспорта. Кроме того, показатели можно разделить на три группы: натуральные,
эксплуатационно-технические и экономические.
К натуральным показателям относят объем и дальность перевозок, грузооборот,
производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, электроэнергии, металле и
других материалах и т.д.
Эксплуатационно-техническими показателями являются пропускная и провозная способности,
регулярность и безопасность движения, скорость и сроки доставки грузов и пассажиров,
уровень сохранности грузов, степень комфорта пассажиров, маневренность транспорта.
Экономическими показателями (или стоимостными) являются: себестоимость перевозок,
потребные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе
транспортировки, тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, прибыль,
рентабельность, налоги, акцизы, ставки по кредитам, таможенные сборы; фондооснащенность
или фондовооруженность, характеризующие использование фондов (выражаются в стоимости
основных производственных фондов на 1 км длины транспортной сети), а также фондоотдача
(количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на 1
руб. основных производственных фондов транспорта) и др.
Заключение
Статистика перемещения транспортных средств зафиксировала рекордное количество
перевезенных в обе стороны грузов (10 млн. тонн) через ж/д пограничный переход Гродеково
5
– Суйфэньхэ. Прирост составил 2,3 млн. Объем ввезенного импорта – 224 тыс. тонн (+31,1%).
Объем экспорта составил 9,8 млн. (+29%).
Транспортная статистика отмечает существенное уменьшение количества перевозок между
Россией и Украиной. Проблемы наблюдаются и в сфере транзитных перевозок. Все чаще
используются транспортные коридоры Белоруссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Демихов, В. Ю. Управление сбытовой деятельностью в корпоративных системах
транспортного комплекса / В.Ю. Демихов. - М.: ВИНИТИ РАН, 2011. - 180 c.
2. Как организовать цепочку поставок. - М.: Юнайтед Пресс, 2011. - 208 c.
3. Кокин, А. С. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов / А.С.
Кокин, Г.А. Левиков. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 576 c.
4. Кузьмин, А. С. Международные перевозки: моногр. / А.С. Кузьмин. - М.: ТетраСистемс, 2016. -
128 c.
5. Левиков, Г. А. Управление транспортно-логистическим бизнесом / Г.А. Левиков. - М.:
ТрансЛит, 2014. - 224 c.
6. Логистика. Общественный пассажирский транспорт / Л.Б. Миротин и др. - М.: Экзамен, 2013.
- 224 c.
7. Петрова, Е. В. Статистика транспорта / Е.В. Петрова, О.И. Ганченко, А.Л. Кевеш. - М.: Финансы
и статистика, 2015. - 352 c.
8. Покровский, А. К. Исследование систем управления. Транспортная отрасль / А.К. Покровский.
- М.: КноРус, 2010. - 368 c.
9. Симонов, А.К. Общий курс транспорта / А.К. Симонов. - Москва: СИНТЕГ, 2010. - 148 c.
10. Соснаускене, О. И. Учет автотранспорта и затрат на его содержание на предприятии / О.И.
Соснаускене. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 256 c.
11. Транспорт в России 2016. - М.: Росстат, 2018. - 216 c.
12. Ханин, М. С. Международное морское торговое судоходство. Экономика. Политика / М.С.
Ханин. - М.: ТрансЛит, 2011. - 128 c.