Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия Древнего Китая до сих пор вызывает интерес исследователей.
Она содержит в себе глубокие идеи и основополагающие концепции о жизни.
Впоследствии многие античные философы в своих учениях опирались на
философию Древнего Китая и Индии. Именно здесь получила своё начало
натурфилософия – предшественница естественных наук, которая считала
природу основой мироздания и развития человеческой цивилизации.
Несмотря на некоторые заблуждения, связанные с недостатком фактов о
природных явлениях, анатомии и физиологии человека и животных,
свойствах организмов, а также господства мифологических представлений, в
философии Древнего Китая имеется много рациональных концепций.
1. Философские искания древних даосов. Лао-Цзы и священные книги
даосизма
2
Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и
ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во
Вселенной». Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь
жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели
между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его
биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он
родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При
этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем
чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый
ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать
учение Дао. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже
Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение,
поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт
и изменяет. По этим же законам живёт человек. Величайшее счастье, по
мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и
вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его
законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать
ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать
концепцию недеяния .
2. Философия древнего конфуцианства. Кун Фу Цзы и его ученики о
человеческой добродетели
Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала
Чжоуского государства, когда начался период так называемых "срединных"
царств, - в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям,
настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция,
чтобы придать ей более сакрального смысла.
В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ,
велась летопись под названием "Чунь цю" (летопись "Весен и осеней") - с
722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. - летопись "Чжань-го"
3
(летопись "Воюющих государств"), давшая название соответствующему
периоду истории Древней Поднебесной.
Местом рождения для будущего "Учителя" всего Китая стал город Цзоу
царства Лу. Сегодня этот город носит другое название - ЦюйФу, и
находиться в одной из провинций КНР - Шаньдун.
Имя Конфуций - происходит от латинского варианта одного из имен
философа: Кун-фу-цзы - Confucius. Иногда встречается форма имени Кунцзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы - это только приставка к
имени обозначающая термин "Учитель", под которым он известен
большинству почитателей .
3. Философия «Книги перемен» и принцип «Инь-Ян»
Суть всей философии Древнего Китая представлена в Книге Перемен - ИЦзин – древнем философском тексте, написанном около 5 тысяч лет назад.
Основной смысл И-Цзин заключается в том, что все явления во Вселенной
имеют динамический характер. Смысл изменчивости природы и жизни
человека в результате изменения энергий Инь и Ян, заложен в самом
названии Книги Перемен: «Солнце, Луна и другие небесные тела в процессе
своего вращения творят всё многообразие постоянно изменяющегося
поднебесного мира» .
Даосская концепция Инь-Ян представляет Вселенную до Большого взрыва
как шар энергии — сконцентрированный сгусток жизни, который несёт в
себе прообразы всего, что было, есть и будет существовать. Это энергия
«Ци» — «Дыхание жизни» — энергия, которая питает и поддерживает всё,
что нас окружает. Согласно учению даосизма, эта первичная энергия
существует в форме двух взаимодополняющих начал – Инь и Ян,
символизирующих изображение Тай Цзи. Древнекитайский философ VI-V
веков до н. э., основоположник даосизма Лао-Цзы писал: «человек,
наделенный как мужскими, так и женскими свойствами, станет вместилищем
всей мировой энергии».
4
В китайской философии Великий предел (Тайцзи) – это предельное
состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил Инь
— женской и Ян — мужской. Изображение Великого предела — эмблема
китайской классической философии. Круг Инь-Ян представляет собой
графическое изображение отношений двух противоположных начал:
мужского — Ян и женского — Инь. Он символизирует единство. Изогнутая
линия, делящая его на две равные части, указывает на наличие в единстве
двух противоположностей — Инь и Ян Пассивное женское начало
обозначается черным цветом, активное мужское — белым или красным .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. История китайской философии: Пер. с кит. – М.: Прогресс, 1989.
2. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д.
Розенфельд и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд, испр. –М.: Новое знание,
2001.
3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.
В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003
5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. – М.:
Высш.шк, 1999.