Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Культурная политика страны с давних пор вызывает интерес
исследователей. Среди ее актуальных проблем особое место в последние годы занимают
вопросы культурной политики Петра
Изучение исторического опыта культурных преобразований в России начала XVIII в. Имеет не
только научное, но и практическое значение, поскольку они повлияли на весь дальнейший ход
истории России, наложили отпечаток на менталитет русского человека.
Первоначально это влияние происходило в верхах общества, поскольку именно они
воспринимали «культурные новшества» в той мере, которая сформировала у них особые
предпочтения и вкусы. Именно в их среде были сосредоточены все контакты с иностранцами в
области политики, экономики и культуры. Предметом настоящего исследования является одна из
сторон культурной политики Петра I, а именно «реформа веселья», которая стоит особняком,
поскольку её отражение можно найти и в последующее время, вплоть до сегодняшних дней. С
момента этой реформы, светские собрания, развлечения и танцы, сопровождаемые культурным
обменом, стали непременным атрибутом многих увеселительных мероприятий по сей день.
1. «Реформа веселья» при Петре I и её бытовые проявления
Так называемая «реформа веселья», проводимая Петром, была задумана после его заграничных
путешествий 1697-1698 гг. Она являлась важной составной частью культурной политики Петра I и
выражалась в заимствовании некоторых элементов у западных стран, в частности учреждении
различных собраний для увеселений, балов, карнавалов и практики личных приёмов для высоких
гостей. В связи с этим реформа в первую очередь затрагивала верхи общества, поскольку именно
они воспринимали культурные новшества в той мере, которая сформировала у них особые
предпочтения и вкусы. К тому же в их среде были сосредоточены все контакты с иностранцами в
3
области политики, экономики и культуры. Как правило, гости из Европы взаимодействовали
только с дворянами, купцами и учёными, знающими иностранные языки. Проводя эту реформу,
Пётр пытался привить вкус к светской жизни у русского дворянства, культурно обогатить его,
надеялся укрепить отношения с западными странами. Он приглашал иностранных гостей и послов
на устраиваемые им увеселительные мероприятия, демонстрируя общность культурных
интересов и запросов.
25 ноября 1718 года Петр I издал указ «Об ассамблеях», который произвел коренной «переворот»
в городских развлечениях. Верхи столичного общества не только развлекались на них. но и
обсуждали дела и вели переговоры. Пётр придал ассамблеям роль «школ светского воспитания».
По замыслу Петра, на первых порах они должны были проводиться по инструкции в Указе: до тех
пор, пока они не войдут в обычай [3]. В частности, определялось, каким чинам необходимо
присутствовать на ассамблее. Они же распределялись между чиновными лицами без ка- койлибо
очереди. Обычно сам государь назначал, в чьём доме должна быть ассамблея, пока гости
расходились с «вечера», им объявлялось, где будет следующая ассамблея. Распределялись они
таким образом, чтобы в течение зимы каждый знатный придворный провёл у себя хотя бы одно
«собрание2 [1, с. 9]. На ассамблеи приглашалось избранное общество; вместе с жёнами и детьми
прибывали туда высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, знатные купцы и
учёные. Несколько по-другому описывал ассамблеи П.Г. Брюс: «На них свободно допускались
господа всех званий, русские и иностранцы, с жёнами и дочерьми» [4, с. 690]. Хозяева- устроители
балов — освобождались от обязанности встречать и провожать гостей. Они должны были только
предоставить в их распоряжение помещение, сладости, табак, трубки, напитки и столы для игры в
шахматы Постепенная раскрепощённость присутствующих была связана и с изменением нравов.
Самые грубые шутки были в ходу и никого они не стесняли. Камер-юнкер Берхгольц в своём
дневнике упоминал о том, что Пётр нередко проводил время в беседе с шутами, чтобы
расслабиться после напряжённых занятий [4, с. 247]. Датский посланник Юст Юль рассказывал, в
1709 году, что шуты сидели и ели за одним столом с царём [5, с. 159]. К 20-м годам такие
«явления» в присутствии царя, были уже редкостью. Прежние дураки и шуты уже вывелись, их
заменили шутники и «остроумцы по призванию». На петровских ассамблеях всех «потешал какойто поручик гвардии, обладающий способностью громко и долго смеяться, так, что глядя на него,
принимались хохотать все» [2, с. 689].
2. Оценка преобразований Петра I в сфере культуры и быта в отечественной историографии
Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Из всех прочих преобразований,
связанных с культурой, эти преобразования оказались наиболее радикальными, так как
проводились в ограниченные сроки под угрозой штрафа или публичного поругания. «Реформа не
имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного
порядка, установившегося в этом государстве, а ограничивалась стремлением вооружить
Российское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и
материальными, и тем поставить государство в уровень с завоёванным им положением в
Европе». Однако именно эти меры вызвали наибольший протест со стороны патриархального
общества и создали самые разноречивые отклики историков.
Высшие классы общества, стоявшие ближе к преобразователю, могли лучше понять смысл
реформ и содействовать ей. Пётр группировал вокруг себя талантливых незнатных людей,
которых своей монаршей волей жаловал в дворянство. Среди этих людей было значительное
количество иностранцев – Шафиров, Ягужинский, Девиер, Остерман, Миних, Брюс, - многие из
которых не были расположены рвать связи с западноевропейским миром и своим образованием
кололи глаза невежественной русской знати.
4
Заключение
«Реформа веселья», безусловно, имела некоторые последствия. Молодые люди, побывавшее за
границей и вкусившие все её прелести, видели цель всякого собрания лишь в том, чтобы всласть
поужинать и хорошо выпить, помимо застолья они также танцевали и старались быть галантными
с дамами. Для этих молодых людей Пётр велел перевести и напечатать руководство по
приличному поведению: «Юности честное зерцало». Это назидание стало, своего рода, попыткой
Петра сгладить негативный оттенок от реформы веселья, ибо оно содержало рекомендации,
касавшиеся правил поведения людей в общественных местах и за столом.