Фрагмент для ознакомления
2
Проверяемое задание 3. Методы психокоррекции. Составление программы психокоррекционной работы
Тема «Анализ психологической информации о клиенте, определение психологического диагноза, психологического прогноза и стратегии психокоррекционной работы»
Задание: структурировать психологическую информацию в рамках психокоррекционного случая (по выбору); сформулировать психологический диагноз клиента и сделать психологический прогноз в рамках психокоррекционного случая; определить стратегию/модель психокоррекционной работы.
Л., 23 года.
Закончила институт почти год назад, но до сих пор не может устроиться на работу. Считает, что это связано с ее трудностями в межличностных отношениях: «Не умею поддержать беседу, когда говорю, то волнуюсь и выгляжу несуразно». Сколько помнит себя – существовали сложности во взаимоотношениях: в детском саду, в школе часто чувствовала себя одинокой. Л. была единственным ребенком в семье, родители вели достаточно замкнутый образ жизни. В настоящее время девушка не имеет друзей и подруг, говорит, что когда с ней знакомятся молодые люди, она не стремится поддержать общение: «Все равно из этого ничего не получится».
Структурирование информации о клиенте
1. Личностные проявления: потребность в безопасности (стабильности и определенности). Самооценка предположительно неадекватная.
2. Эмоциональное состояние: страх перед неопределенностью, неуверенность, подавленность, депрессивные тенденции. В целом эмоциональное состояние с преобладанием эмоций фрустрационного вида.
3. Межличностная сфера: отмечается тенденция к автономии и независимости, узкий круг дружеских отношений.
4. Поведенческая сфера: находится в поиске работы, замкнутость в семье.
5. Профессионально-деятельностная сфера: окончила ВУЗ, на данный момент находится в поисках работы по специальности.
6. Социальная сфера: 23 года; воспитывалась в полной семье; окончила ВУЗ, социальный статус – безработная, находится в поисках постоянной работы.
Список проблем и выводы об источнике недостатков и трудностей клиента
1. Заявлена проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности
2. Трудности, связанные с установлением межличностных контактов. Запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния в сторону преобладания позитивных эмоций или равновесия негативных и позитивных эмоций.
3. Внутриличностный конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента.
4. Несформированная профессиональная идентичность (самоопределение).
Психологический диагноз
Л., 23 лет, безработная.
Находится в состоянии фрустрации, проявляющемся в неуверенном поведении, что вызвано состоянием фрустрации потребности в безопасности вследствие длительного поиска постоянной работы и отсутствием близких межличностных отношений. Причиной является внутриличностный конфликт, вызванный несоответствием самопрезентации клиента и реальным положением на рынке труда. Выраженными и ресурсными личностными свойствами Л. являются рациональность, интеллект, стремление к логичному рассуждению.
Психологический прогноз (тип вероятностный): условно-благоприятный. Стабилизация эмоционального состояния возможна при условии решения внутриличностного конфликта, решения проблемы выбора, которая является причиной сложившегося состояния фрустрации.
3. Психокоррекционная стратегия работы:
1) клиент-центрированный подход;
2) виды психокоррекции: по направленности – каузальная; по содержанию – потребностномотивационная, эмоционально-волевая и действенно-практическая; по форме работы – индивидуальная; по характеру управления коррегирующими воздействиями – недирективная; по наличию программы – импровизированная; по длительности – среднесрочная; по масштабу решаемых задач – специальная;
3) цель: решение внутриличностного конфликта, определение выбора и активизация внутренних ресурсов для профилактики возникновения подобных проблем в будущем.
Задачи:
– определение иерархии мотивов клиента;
– проработка проблемы выбора, определение вариантов, их положительных и отрицательных моментов;
– обучение стратегиям разрешения проблемы выбора;
– нормализация эмоционального состояния клиента;
– исследование профессиональной идентичности клиента;
– поиск внутренних ресурсов;
– методы психокоррекции: психокоррекционная работа в русле клиент-центрированного подхода, метод арт-терапии, ролевая игра;
– объем программы: общее время психокоррекционной работы – 10 психокоррекционных сессий; частота встреч – один раз в неделю от 1 до 1,5 часов.
Проверяемое задание 4. Методы психокоррекции. Составление программы психокоррекционной работы
Тема психокоррекционной программы: «Решение проблемы межличностного общения как необходимое условие стабилизации эмоционального состояния».
Цель: решение внутриличностного конфликта, определение выбора и активизация внутренних ресурсов для профилактики возникновения подобных проблем в будущем.
Задачи:
– определение иерархии мотивов клиента;
– проработка проблемы выбора, определение вариантов, их положительных и отрицательных моментов;
– обучение стратегиям разрешения проблемы выбора;
– нормализация эмоционального состояния клиента;
– исследование профессиональной идентичности клиента;
– поиск внутренних ресурсов.
Объект программы: женщина, 23 лет.
Предмет программы: потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и действеннопрактическая сферы.
Объем программы: общее время психокоррекционной работы – 10 часов; частота встреч – один раз в неделю от 1 до 1,5 часов.
Форма работы: индивидуальная.
Методы и средства психокоррекции: психокоррекционная работа в русле гуманистического направления: клиент-центрированный подход К. Роджерса, рационально-эмотивный подход А. Эллиса, арт-терапия, метод ролевых игр.
Этапы работы
I этап. Диагностический
Для сбора психологического анамнеза и проведение проблемного анализа мы предлагаем проведение беседы с клиентом продолжительностью 1 час, методики СМИЛ Л.Н. Собчик, тест фрустрации С. Розенцвейга, методику для определения иррационального мышления А. Эллиса. Затем необходимо сформировать заключение по итогам психодиагностического обследования.
II этап. Аналитический