Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
1.Правила приемки товаров по качеству
Приемка товаров по качеству производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, которыми может быть разрешена выборочная (частичная) проверка с распространением ее результатов на всю партию ценностей.
Приемка товаров по качеству может осуществляться по данным сопроводительных документов либо путем сравнения ее внешнего вида, маркировки, упаковки и других с образцами (эталонами), предоставленными поставщиком.
Приемка осуществляется, как правило, на складе получателя в следующие сроки (если иное не предусмотрено договором):
при иногородней поставке - не позднее 20 дн., а скоропортящихся товаров - не позднее 24 ч после выдачи товаров перевозчиком или поступления их на склад покупателя при доставке товаров поставщиком или самовывозом;
при одногородней поставке - не позднее 10 дн., а скоропортящихся товаров - не позднее 24 ч после поступления их на склад покупателя.
Производитель обязан указать на маркировке достоверную информацию о наименовании, составе и качественных характеристиках продукции. Например, на потребительской упаковке пищевой масложировой продукции должна содержаться следующая информация:
наименование в соответствии с техническим регламентом;
наименование и место нахождения изготовителя (с указанием страны-изготовителя) или адрес уполномоченной в РФ организации;
масса нетто и (или) объем; состав (в порядке уменьшения массовых долей ингредиентов с указанием пищевых и биологически активных добавок, витаминов, микронутриентов, ароматизаторов, компонентов из генно-инженерно-модифицированных организмов);
пищевая ценность (энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов в 100 гр (мл) съедобной части продукта);
срок годности;
наименования технического регламента и национального стандарта или технической документации, которые содержат идентификационные признаки продукции и в соответствии с которыми она изготовлена;
подтверждение соответствия требованиям соответствующего технического регламента.
Обязанности по доведению такой информации о товарах возложены на продавца (организацию розничной торговли). В случае если информация, содержащаяся на этикетках, не соответствует наименованию продукции или недостоверна, продукция подлежит отзыву.
Идентификация продукции (товаров) в целях установления ее принадлежности к сфере действия соответствующего технического регламента проводится путем:
визуального сравнения наименования продукции (товаров), нанесенного на упаковку, с наименованием по техническому регламенту - для продукции в потребительской упаковке;
визуального сравнения наименования продукции (товаров), указанного в товарно-сопроводительных документах, с наименованием по техническому регламенту - для продукции в иной упаковке;
визуального сравнения наименования продукции (товаров), содержащегося в информации изготовителя или продавца, с наименованием по техническому регламенту - для продукции личных подсобных хозяйств.
Идентификация продукции (товаров) необходима для обеспечения достоверности учетных данных, контроля за сохранностью ценностей, своевременного выявления ошибок и недостач, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
2.Технология приемки товаров по качеству
Поступившие от поставщика товарно-материальные ценности приходуются в день их поступления, а если это невозможно (по причине вызова представителя поставщика или эксперта, проверки цены, качества, количества и т. п.), в товарном отчете (ф. № ТОРГ-29) за строкой «Итого по приходу» производится запись о поступлении ценностей с указанием поставщика, стоимости товаров и причин невозможности их принятия к учету.
Упаковка товаров должна обеспечивать их безопасность и неизменность идентификационных признаков при обращении в течение установленного срока годности (пищевой продукции) и срока хранения (непищевой продукции). Материалы упаковки, контактирующей с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям безопасности, предусмотренным соответствующими техническими регламентами. При обнаружении повреждения потребительской упаковки пищевая продукция должна быть незамедлительно изъята из обращения.
Проверка качества и комплектности товаров, поступивших в таре, производится при ее вскрытии, но не позднее установленных сроков приемки. Товары, поступившие в таре и имеющие гарантийные сроки службы или хранения, подлежат проверке по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков.
Приемка товаров производится уполномоченными руководителем организации-покупателя (грузополучателя) лицами. При приемке доверенное лицо (экспедитор) прежде всего сверяет соответствие наименования товаров на упаковке или листе-вкладыше данным сопроводительной документации. Так, например, техническим регламентом на молоко и молочную продукцию предусмотрено более ста ее наименований, такие как молочный напиток, молочный продукт, молокосодержащий продукт и т. д. Технический регламент на масложировую продукцию аналогичным образом определяет категории маслосодержащих продуктов и требования к ним.
Торговая организация обязана:
создать условия правильной и своевременной приемки товаров, обеспечивающие их сохранность, предотвращение порчи и смешения с другими однородными товарами;
контролировать исправность средств испытания и измерения, посредством которых определяется качество товаров, а также своевременность их проверки в установленном порядке;
обеспечить соблюдение действующих правил приемки товаров по качеству и комплектности;
осуществлять систематический контроль за работой лиц, на которых возложена приемка товаров и предупреждать нарушения установленных правил приемки.
В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности и маркировки полученных товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, покупатель (грузополучатель) приостанавливает приемку и составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), в котором указывает количество осмотренных товарно-материальных ценностей и характер выявленных при приемке дефектов. Акт составляется только на товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по качеству и комплектности с данными сопроводительных документов, производится отметка: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Для участия в продолжении приемки товаров и составления акта покупатель вызывает представителя иногороднего поставщика, если это предусмотрено условиями поставки. Вызов представителя одногороднего поставщика в любом случае обязателен. По вызову покупателя представитель одногороднего поставщика должен явиться не позднее, чем на следующий день, а для приемки скоропортящихся товаров - в течение четырех часов с момента получения вызова. Иногородний поставщик обязан не позднее следующего после получения вызова дня сообщить, будет ли направлен представитель для участия в проверке. Он обязан явиться в трехдневный срок. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право покупателю осуществить приемку товаров до истечения установленного срока явки представителя поставщика.
В случае неявки представителя поставщика в установленный срок и в случаях, когда его вызов необязателен, приемка производится с участием эксперта. Приемка товаров может быть произведена покупателем в одностороннем порядке, если поставщик дал на это согласие.
В случаях, когда действующими правилами или договором для определения качества товаров предусмотрен отбор образцов (проб), он производится комиссией, опечатывающей (пломбирующей) их и снабжающей этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе. При этом составляется акт об отборе образцов (проб), в котором указываются:
время и место составления акта;
наименование получателя товаров, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);
наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;
номер и дата счета-фактуры и накладной, по которым получены ценности;
количество мест и вес товаров, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;
указание о том, что образцы (пробы) отобраны в установленном порядке, со ссылкой на номер документа и дату;
снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;
опечатаны или опломбированы образцы (пробы) и др.
Один из образцов (проб) передается на хранение покупателю, а второй вместе с актом направляется поставщику. При необходимости отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ в лаборатории, о чем делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).
3. Технология приемки тары по качеству
Приемку тары по качеству осуществляют материально ответственные лица, причем тару, поступившую с товаром, принимают одновременно с товаром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов.
Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее соответствии
требованиям стандартов, проверить правильность маркировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактического качества тары качеству, указанному в сопроводительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.
При выявлении ненадлежащего качества тары или расхождений в ее
количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления претензии к поставщику. Порядок составления акта и предъявления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
Для вскрытия тары используют специальные инструменты: топорик-
гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков.
Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть
рассортирована по видам и сосредоточена в специально отведенных местах.
Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков.
Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом.
Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару - в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.
Тара разового пользования после вскрытия и высвобождения от товара
подлежит утилизации. Бумажная и картонная тара используется в качестве макулатуры. Некоторая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве материалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары.
Для различных видов возвратной тары установлены определенные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров - отправителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.
Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращивают борта
автомашин, применяют полуприцепы большой вместимости. Однотипную тару укладывают правильными рядами с максимальной плотностью, обеспечивая при этом необходимую «связь». Уложенную тару перевязывают веревкой и закрывают брезентом.
Заключительные операции с тарой, выполняемые предприятиями розничной торговли, - сдача ее по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление.
Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям.
Тарные склады имеют в своем распоряжении автомобильный транспорт, который используется для централизованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или поставщикам товаров.
Операции по сбору тары выполняет специальный сборщик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от материально ответственных лиц по количеству и качеству.
Магазины и другие таросдатчики обязаны предварительно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомашину, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную.
Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожней тары.
4. Организационно-регламентирующая документация, которой руководствуются при приемке товаров и тары
Общие требования к качеству и безопасности продукции (товаров) определены законодательством. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде.
Целью государственного регулирования и стандартизации в данной области определено обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, подтверждения соответствия продукции (работ, услуг). Подтверждение соответствия необходимо для:
удостоверения соответствия продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, использования и утилизации техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
обеспечения условий свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международного сотрудничества.
В соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями утверждены технические регламенты, определяющие требования к качеству и безопасности отдельных товаров (работ, услуг). В частности, они содержат требования к безопасности сырья и продуктов переработки, режимам хранения, перевозки и реализации, информации для потребителей. Кроме того, технические регламенты устанавливают требования к маркировке и упаковке, которые необходимо знать материально ответственным лицам, осуществляющим приемку товаров в организациях торговли.
Перечислим основные технические регламенты, утвержденные российским законодательством и Таможенным союзом, действующие на территории РФ:
технические регламенты Таможенного союза:
О безопасности упаковки;
О безопасности пиротехнических изделий;
О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;
О безопасности игрушек;
О безопасности парфюмерно-косметической продукции;
О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту;
О безопасности зерна;
О безопасности продукции легкой промышленности;
О безопасности колесных транспортных средств;
О безопасности средств индивидуальной защиты;
О безопасности пищевой продукции;
Пищевая продукция в части ее маркировки;
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;
Технический регламент на масложировую продукцию;
О безопасности мебельной продукции;
О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания;
Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств;
технические регламенты Российской Федерации:
технический регламент на молоко и молочную продукцию;
технический регламент на табачную продукцию;
О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.
Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции (товаров) осуществляется на стадии ее обращения.
Главная цель технических регламентов, принятых в отношении продукции (товаров), - не допустить их продажу без информации о подтверждении ее соответствия требованиям, установленным Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).
Соответствие подтверждают:
знак обращения на рынке - обозначение, информирующее потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
знак соответствия - обозначение, информирующее потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Знак соответствия на продукции гарантирует потребителю надлежащее качество и безопасность товара.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ (ст. 20 Закон № 184-ФЗ).
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе производителя путем заключения договора между ним и органом сертификации. Сертифицированная продукция может маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Обязательная сертификация проводится в случаях, установленных техническими регламентами, и исключительно на соответствие их требованиям. Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Сертификат соответствия и декларация о соответствии содержат:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую его идентифицировать;
наименование технического регламента;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
срок действия декларации (сертификата) и др.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак наносится заявителем (изготовителем) в информационных целях любым удобным способом. Так, например, производитель молочной, масложировой и соковой продукции обязан предоставить покупателю декларацию о соответствии или сертификат соответствия, содержащие указание о соответствии такой продукции техническому регламенту. На табачную продукцию предоставляется исключительно декларация о соответствии.
В настоящее время также действует Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. (в редакции Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.73 № 81, от 14.11.74 № 98) (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18)
5. Сопроводительная документация, используемая при приемке товаров и тары по качеству
Сопроводительными документами служат технический паспорт, сертификат качества, удостоверение о качестве, спецификация и др. При их отсутствии составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров, в котором указываются отсутствующие документы.
К товарно-сопроводительным документам прилагаются заверенные копии деклараций о соответствии или сертификатов соответствия, в которых указываются сроки действия и органы, их выдавшие. Копии сертификатов соответствия могут быть заверены только печатью производителя или органа сертификации. Организации торговли не вправе заверять копии сертификатов.
Также изготовитель (продавец) обязан предоставить покупателю новой соковой продукции и продукции детского питания копии свидетельств об их государственной регистрации.
Помимо этого, предоставляются сертификаты качества на каждую партию товаров, подлежащих обязательной сертификации, подтверждающие их качество и безопасность для здоровья (например, ветеринарный сертификат, санитарный сертификат, гигиенический сертификат и др.). Обязательной сертификации подлежат продовольственные товары, парфюмерия, косметические и моющие средства, шампуни, ясельная и детская одежда, товары народного потребления, имеющие контакт с незащищенными частями тела человека, и т. д.
Наличие перечисленных деклараций и сертификатов служит непременным условием функционирования торговой организации, поскольку на нее возложена ответственность за качество продаваемых товаров. Напомним, что в соответствии со ст. 14 Закона № 2300-1 потребитель вправе по выбору потребовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, от продавца или изготовителя.