Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Местное самоуправление является одним из самых важных институтов современного социума. В
настоящее время оно представляет собой одновременно форму самоорганизации граждан и – в этом
качестве является составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти
(инструментом демократического участия граждан в управлении делами государства) и элементом
рыночной экономической системы.
В настоящее время местное самоуправление, как и вся российская политическая система,
накапливает положительный опыт работы в качестве полноправного института и, одновременно,
требует дальнейшего развития и совершенствования. Следует отметить, что в условиях
экономического кризиса стимулирование активности на местном уровне представляет собой
ключевой фактор преодоления негативных экономических явлений.
1. Местное самоуправление: территориальные и основы
Конституция России и федеральное законодательство занимает специфическое место в правовой
основе местного самоуправления.
Конституцией признается и гарантируется местное самоуправление в качестве особого уровня
государственной власти, специфической формы реализации власти народа, при этом местное
самоуправление относится к основам конституционного строя РФ. В части 1 статьи. 72 Конституции
Российской Федерации говорится о том, что установление общих принципов организации местного
самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов 1 .
Рассмотрим территориальные основы органов местного самоуправления.
3
Состав территории муниципальных образований, границы, порядок их установления и изменения
производятся на основе муниципально-правовых норм, которые входят в территориальные основы
местного самоуправления.
Государственная структура власти зависит от ее территориальной конструкции, в силу того, что
функционирование органов местного самоуправления используется в соответствии с границами тех
или иных территориальных единиц, на которые делится территория России.
Такого рода подразделение государственной территории является административнотерриториальным делением, представляющее собой важным элементом в ходе устройства
государства.
В ч. 1 ст. 131 Конституции установлено, что местное самоуправление реализуется в городских,
сельских поселениях и на других территориях в силу исторических и иных локальных ценностей, а
организация органов местного самоуправления реализована местными жителями в самостоятельном
порядке 1 .
Это конституционное положение закреплено в законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», где уточняется, что местное самоуправление реализуется на всей территории
РФ, в том числе в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на
внутригородских территориях городов федерального значения. В ст. 10 закреплено, что границы
территорий муниципальных образований определяются и изменяются в соответствии с
законодательством субъектов РФ 6 .
Муниципальное образование является территориальной единицей, в которой реализуется местное
самоуправление, с собственным муниципальным имуществом, бюджетом и органами местного
самоуправления, которые формируются населением муниципального образования.
В законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» рассмотрено три типа
муниципальных образования с определением для каждого из них индивидуальных полномочий:
1. Городские и сельские поселения, определяющие аспекты местного значения и относящиеся к
обеспечению жизнедеятельности населения данных населенных пунктов. Сельское поселение
представляет собой муниципальное образование, включающее в себя один либо несколько сельских
населенных пунктов. Городское поселение представляет собой небольшой поселок или город. Те
городские поселения, которые не являются городскими округами, входят в границы муниципальных
районов.
В такого рода муниципальных образованиях местная автономия реализуется или непосредственно
населением или выборными органами местного самоуправления.
2. Муниципальные районы, которые объединяют территории нескольких поселений. Муниципальные
районы реализуют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые
результативнее исполняются на больших по территории местностях, нежели на уровне поселений.
Кроме того, имеются уставы, которые принимаются самостоятельно и в которых уточняется
собственный круг полномочий поселений.
2. Полномочия и структура органов местного самоуправления
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ 1 структура органов местного самоуправления
определяется гражданами в самостоятельном порядке. Населением может утверждаться структура
4
органов местного самоуправления путем голосования на местном референдуме. Решение
относительно структуры органов местного самоуправления принимается представительным органом
муниципального образования и закрепляется в его уставе.
Структура органов местного самоуправления является элементом их системы и охватывает не только
набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между ними, внутреннюю структура
определенных органов местного самоуправления, но также и компетенции органов, должностных
лиц, нормативную основа их деятельности, материальные и финансовые ресурсы. Также в систему
вместе со структурой органов местного самоуправления могут включаться органы, наделенные
признаками, которые свойственны государственным органам, и направлены на реализацию
специфических государственных полномочий 4, с. 82 .
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления» структура органов местного самоуправления образована:
представительным органом муниципального образования;
главой муниципального образования;
местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом);
контрольным органом муниципального образования;
иными органами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального
образования, которые обладают собственными полномочиями относительно решения вопросов
местного значения 6 .
В структуру местной администрации могут быть также включены отраслевые (функциональные) и
территориальные органы местной администрации 2, с. 8 .
В процессе решения относительно структуры органов местного самоуправления муниципального
образования, которое принимается на местном референдуме, устанавливается:
структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления;
порядок проведения выборов и полномочия главы муниципального образования.
порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность
органов местного самоуправления, а также другие вопросы организации и деятельности указанных
органов определяются в уставе муниципального образования 10, с. 79 .
Заключение
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Органы местного самоуправления функционируют на определенной, территориальной основе.
2. В ходе осуществления своих прав и обязанностей, органы местного самоуправления осуществляют
свои функции и решают задачи во множестве областей местной жизни, вместе с тем, эффективная их
реализация возможна лишь при соблюдении всех следующих факторов, к которым относится:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
5
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с
учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции
Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ,
от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, №
15, ст.1691.
2. Косинский, П. Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания
бюджетной обеспеченности//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
3. Мирзаев М. А. Очевидные проблемы в развитии местного самоуправления ⁄⁄ Вестник
Дагестанского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 73-79.
4. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И.
Овчинников, А. Н. Писарев. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 361 с.
5. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – 3е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. – 416 с.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №
131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 27.12.2019)//КонсультантПлюс.
7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации № 184-ФЗ от 06.10.1999 (ред. от
27.12.2019) //КонсультантПлюс.
8. Ряжапов, Н. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве //Власть. – 2015. – №
5. – С. 35-40.
9. Чаннов, С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета /
С. Е. Чаннов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2019. – 302 с.
10. Юсуфов, Р. А. Совершенствование структуры управления администрации муниципального
района//Экономика сельского хозяйства России. – 2015. – № 3. – С. 74-81.