Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Девиантное поведение - поведение, не соответствующее нормам, не соответствующее тому, чего от него ожидает общество.
Аномия - это социальная дезорганизация, то есть такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм меняется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, меняются функции социальных институтов. Понятие аномии было введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (аномии) создает условия для девиации, то есть отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация также имеет место в стабильных обществах.
В жизни любого общества всегда имеются определенные отклонения (девиация) в действиях и поступках человека, социальных групп, противоречат социальным нормам или признанным данным социумом шаблонам и стандартам поведения. Однако распространения девиантности в обществе при определенных обстоятельствах и под влиянием различных факторов превращается в мощную деструктивную струю, которая набирает общественно неблагоприятные и опасные формы.
В современных условиях развития России социальная девиантность в обществе, которое оказывается, среди прочего, в коррупции, наркотизации, алкоголизации, росте уровня преступности, увеличении агрессивных и антисоциальных действий, может привести к таким негативным последствиям, как подрыв общественного порядка, снижение качества работы и уровня общественных стандартов, социального регресса, духовной деградации личности, общества.
Целью данной работы является изучение особенностей социальной анемии: управленческие пути ее преодоления в современной России.
Объем работы: 11 страниц печатного текста.
1. Аномия как социальная девиантность в обществе
Аномия (фр. anomie, от греч. ἀνομία - беззаконие) - состояние общества (общественной системы), которое характеризуется нарушением или разрушением (отсутствием) общепринятых ценностей и социальных норм в качестве универсальных регуляторов поведения людей [5, c.38].
Управление социальными процессами обусловлено многими факторами, среди которых особое место занимает аномия. Социально-экономические реформы, имевшие место на всем постсоветском пространстве, в том числе – и в России, вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социальнополитической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов негативно повлияли на все стороны жизни населения, обострив проблему социальной аномии.
Во все времена общество стремилось устранять нежелательные формы человеческой деятельности и их носителей. Причины и суть девиантного поведения всегда привлекали внимание исследователей. Философы, юристы, медики, педагоги, психологи и социологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство и др. Все эти явления стали объектом первостепенного веса среди нерешенных проблем.
Отсутствие четкой системы ценностей, что принимается большинством, норм, может привести к огромным последствиям – от роста числа преступности (по Э. Дюркгейму) до глубокого затяжного кризиса всего социума в целом [3]. Состояние «безнормности», социально-культурной дезинтеграции приводит к потере ценностно-мировозренческих ориентиров у людей, их мировосприятие - система взглядов на мир, жизненные позиции, идеалы, убеждения – перестает быть цельным, единым. В результате возникает угроза нестабильности всей социальной структуры, всего общества.
Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Оно встречается еще в трудах античных мыслителей. Для Еврипида оно символизировало жестокость бытия, законы которого человеку неподвластны. Платон понятие «аномия» использовал для обозначения анархии, беспорядка, беззакония, безверия и несправедливости. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX в. Уильяма Мебейрда, французского философа и социолога XIX в. Ж. М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позже существенно развил американский социолог Роберт Мертон.
Аномия – это, прежде всего, отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность [6, c.121]. Кроме того, аномию можно понимать как степень расхождения между декларируемыми социальными предписаниями (в том числе – и формальными законами) и тем, как эти законы воплощаются на практике, как на самом деле существуют сферы социальной жизни, которые должны руководствоваться означенными предписаниями и законами. Социальная аномия – это проблема, которая касается каждого субъекта, что действует в социуме, ведь она (в обыденном понимании) воплощается в привычке «обходить законы», в оформлении целой системы действенных» правил», действующих параллельно и разногласно с официальным законодательством. Как видим, это проблема, крайне актуальная для современных «постсоветских» обществ, в частности - для России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев, Н. А. Асоциальное поведение несовершеннолетних: монография / Н. А. Андреев, Ю. В. Тараканов; под ред. А. В. Горожанина. – Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та Минюста России, 2001. – 154 с.
2. Гилинский, Я. И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы / Я. И. Гилинский // Социальный контроль над девиантностью в современной России. – СПб.: С.-Петерб. филиал Ин-та социологии РАН, Балт. ин-т экологии, политики и права, 1998. – С. 4.
3. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Е. В. Змановская. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 288 с.
5. Кaлининa O. В. Прoблeмa aнoмии coврeмeннoгo рoccийcкoгo oбщecтвa / О. В. Калинина, А. М. Бекарев. – Йoшкaр-Oлa, 2004. – C. 38-41
6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 160 с.
7. Мeртoн, Р. Coциaльнaя cтруктурa и аномия / Р. Мертон // Coциoлoгия прecтупнocти: Coврeмeнныe буржуaзныe тeoрии. – М, 1966. – C. 299-313.
8. Туркиашвили, Ш. А. Понятие аномии и попытки его модификации / Ш. А. Туркиашвили, В. Е. Горозия // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Выпуск 2. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 251–255.
9. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социолог. исслед. – 2001. – №1. – С. 6–16.