Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественная гимнастика как сложно-координационный вид спорта характеризуется владением большим количеством двигательных действий, разнообразных по сложности и структуре. При этом выполнение на высоком качественном уровне (технически правильное и зрелищное) подобных движений требует проявлений высокого исполнительского мастерства. Такой спецификой спортивной деятельности определяются и особые требования к проявлению гимнастками физических возможностей и двигательных способностей.
Одним из ведущих качеств, которые составляют физический потенциал гимнасток, для спортсменок в художественной гимнастике является гибкость, вносящая в обеспечение технического мастерства гимнасток существенный вклад и проявляющаяся как в процессе выполнения большинства технических действий, так и при выполнении движений, которые требуют «предельной» амплитуды.
Художественная гимнастика характеризуется разнообразием двигательных форм и соответствующих двигательных композиций, что определяется широким кругом разновидностей проявления гибкости.
В процессе технической подготовки спортсменок в художественной гимнастике реализация качества гибкости может быть разнонаправленной и является в художественной гимнастике принципиально важной.
Целью работы является изучение методик развития гибкости в художественной гимнастике.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить факторы, определяющие уровень развития гибкости;
− определить критерии оценки уровня развития гибкости на различных этапах становления спортивного мастерства;
− изучить средства и методы развития гибкости;
− ознакомиться с современными методиками развития гибкости в художественной гимнастике.
Понятие гибкости. Факторы, влияющие на развитие гибкости
Гибкость необходима в профессиональной физической подготовке и спорте для выполнения движений, имеющих большую и предельную амплитуду. Недостаточной подвижностью в суставах могут ограничиваться проявления качеств быстроты реакции, силы и скорости движений, выносливости, что приводит к увеличению энергозатрат и снижению экономичности работы, и часто может стать причиной серьезных травм мышц и связок.
Сам термин гибкость обычно применяют с целью интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же необходимо оценить амплитуду движений в отдельных суставах, то очно говорят о подвижности в них.
Гибкость рассматривается в теории и методике физической культуры в качестве многофункционального свойства опорно-двигательного аппарата человека, которое позволяет устанавливать пределы движений звеньев тела.
Выделяют две формы проявления гибкости: активную, которую характеризует величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений в следствие своих мышечных усилий; пассивную, которую характеризует максимальная величина амплитуды движений, достигаемая при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения).
Пассивными упражнениями на гибкость можно достичь большей, чем в активных упражнениях, амплитуды движений. Различие между показателями активной и пассивной гибкости определяют как резервную растяжимость или запас гибкости.
Существует выделение также общей и специальной гибкости. Общая гибкость является характеристикой подвижности во всех суставах тела и обеспечивает возможность выполнения разнообразных движений с большой амплитудой. Специальной гибкостью считают предельную подвижность в отдельных суставах, определяющую эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
Развитие гибкости осуществляют при помощи упражнений на растягивание мышц и связок. Их можно классифицировать в общем виде не только в связи с активной, пассивной направленностью, но и в зависимости от характера работы мышц. Различаются статические, динамические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание.
Специальную гибкость спортсмен приобретает в процессе выполнения определенных упражнений, направленных на растяжение мышечно-связочного аппарата.
Гибкость определяется многими факторами и, прежде всего, строением суставов, эластическими свойствами связок и мышц, а также особенностями нервной регуляции тонуса мышц. Гибкость также определяется полом, возрастом, временем суток (утром гибкость ниже, чем в дневное и вечернее время).
Дети являются более гибкими, чем взрослые. Лучше всего это качество развивать в 11-14 лет. Обычно это качество на 20-25% более выражено у девочек и девушек, чем у мальчиков и юношей.
Происходит увеличение гибкости с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего происходит уменьшение амплитуды движений человека как результат возрастных изменений. Гибкость у женщин на 20-30% выше, чем у мужчин. У людей астенического типа подвижность суставов меньше, чем у представителей мышечного и пикнического типа телосложения. При возбуждении эмоциональный подъем способствует увеличению гибкости. Показатели активной гибкости снижаются под влиянием локального утомления на 11,6%, а пассивной – возрастают на 9,5%. В интервале времени суток от 12 до 17 часов и в условиях повышенной температуры окружающей среды регистрируются наиболее высокие показатели гибкости.
Поэтому проявление гибкости определяется не только эластическими свойствами мышц, связок, формой и особенностями сочленяющихся суставных поверхностей, но и способностью сочетания произвольного расслабления растягиваемых мышц и напряжения мышц, которые осуществляют движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность к растяжению мышц-антагонистов, тем при выполнении движений меньшее сопротивление они оказывают, и тем “легче” выполняются эти движения. Связанная с несогласованной работой мышц недостаточная подвижность в суставах резко замедляет выполнение, обусловливает “закрепощение” движений, затрудняет процесс освоения двигательных навыков.
Задачи и методы развития гибкости
Главной задачей в физическом воспитании является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволит проявлять остальные двигательные способности – скоростные, координационные, силовые, выносливость – с высокой результативностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, В.Е. Влияние сопряженного развития гибкости и скоростно- силовых качеств на характеристики подвижности в суставах и прыгучести гимнасток / В.Е. Андреева, Г.Н. Пономарев, А.К. Красилыцикова // Культура физическая и здоровье.- 2010. - №2 (27) - С. 47-53.
2. Белокопытова Ж. Факторы, определяющие эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике [Текст] / Белокопытова Ж., Дячук А. // Физическое воспитание студентов. - 2010. - N 2. - С. 24-27.
3. Береснева, И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов / И.А. Береснева, К.А. Ефимова, А.Б. Юшин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2006, № 6, - С. 36-40.
4. Говорова, Л.А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике [Текст] / Л.А. Говорова, А.В. Плешкань - М.: 2010. - 52 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - [3-е изд.]. -М.: Сов. спорт, 2009. - 199 с.
6. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой [Текст] / Л.А. Карпенко, И.А. Виннер - М.: 2010. -98 с.
7. Менхин А.В. Гибкость и особенности ее проявления в художественной гимнастике [Текст] / А.В. Менхин, Л.А. Новикова, А. Исмаилова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 8. - С. 11-15.