Фрагмент для ознакомления
2
Понятие стейкхолдера, их интересы по отношению к компании
Казалось бы, еще не так давно существование на рынке любой орга-низации зависело только от товарооборота. Но сегодня на позицию орга-низации влияет и то, как воспринимают её деятельность государственные и муниципальные власти, средства массовой информации, потребители и по-ставщики, акционеры и так далее. С каждым годом необходимость со-трудничества с данными группами становится всё более важной задачей на рынке. Преобразования подобного рода нашли свое отражение в понятии «стейкхолдеры».
Существует множество определений понятия «стейкхолдер», в пере-воде с английского языка stakeholder – группа поддержки или группа вли-яния. Одно из самых доступных и ёмких определений было сформулиро-вано Бредли Гугинсом, директором Центра по корпоративному граждан-ству Бостонского колледжа: стейкхолдеры – это группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит. В российской науке данную группу лиц часто называют «коалицией влия-ния» [1].
Современная концепция стейкхолдеров появилась относительно не-давно и получила свое распространение с середины 80-х годов XX века, это связано с выходом работы Э. Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон», где он ввел понятие «стейкхолдер», определив его как «любого индивидуума, группу или организацию, ока-зывающую существенное влияние на принимаемые фирмой решения или оказывающиеся под воздействием этих решений». Также Э. Фримен рас-сматривал фирму, ее внешнее и внутреннее окружение, как совокупность заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования кото-рых менеджеры организации должны учитывать и удовлетворять [9].
Ученые Д. Луффман и Д. Ньюбоулд рассматривали совокупность стейкхолдеров, выделяя четыре подгруппы:
− cтейкхолдеры, которые финансируют фирму (собственники, акцио-неры, участники общества);
− менеджмент фирмы;
− служащие и работники фирмы;
− экономические партнеры (покупатели, поставщики).
Существуют и другие классификации, чаще всего стейкхолдеров разделяют на первичных и вторичных. Первичные - те стейкхолдеры, ко-торые входят в ближний круг, активно влияя на компанию. К ним относят-ся: собственники, клиенты, сотрудники, бизнес-партнеры [6]. Вторичные же стейкхолдеры влияют на компанию опосредованно. Это властные структуры, инвесторы, конкурирующие и другие компании, СМИ, неком-мерческие организации (благотворительные и общественные) и другие.
Компания и стейкхолдеры находятся в определенных взаимоотноше-ниях, они могут быть как конкурентными, так и сотрудническими. При любом виде отношений стейкхолдеры оказывают большое влияние на компанию, поэтому они должны быть хорошо изучены, а данные о них необходимо использовать при разработке стратегии организации. После того, как информация о стейкхолдерах будет тщательно собрана и про-анализирована, можно переходить непосредственно к управлению стейк-холдерами [4].
Как уже говорилось ранее, Эдвард Фриман является родоначальни-ком теории стейкхолдеров, в своей работе он подробно описывал теорию управления группами влияния, так как считал, что изучение групп людей, которые способны влиять на компанию позволяет оптимизировать процесс управления организацией.
Э. Фриман выделил шесть этапов анализа и управления стейкхолде-рами:
– определение всех стейкхолдеров;
– определение ключевых потребностей всех стейкхолдеров;
– анализ интересов и влияния каждого стейкхолдера;
– формирование списка действий для управления ожиданиями стейк-холдеров;
– исполнение запланированных действий;
– анализ результатов управления и повторение процесса [3].
Анализ стейкхолдеров немаловажный этап, так как он способствует определению интересов всех заинтересованных лиц, которые так или иначе могут повлиять на проект или компанию в целом, выявлению потенциаль-ных сложностей, выделению ключевых лиц, которых необходимо инфор-мировать о ходе проекта, а также планированию действий для уменьшения отрицательного влияния стейкхолдеров на ход всего проекта [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. CRDF Совместные научные исследования [Электронный ресурс] // Кто такие стейкхолдеры? URL: http://www.crdf.ru/focus/stakeholders.html.
2. Бородина Ю.Б. Статистическое исследование показателей экономического роста потребительской кооперации: диссертация канд. экон. наук. - Новосибирск: СибУПК, 2006. -167 с.
3. Бородина Ю.Б., Отставных А.Ю. Состояние и тенденции развития нефинансовой отчетности российских компаний // В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы IX международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, (11- 12 июля 2016 г.). н.-и. ц. «Академический». 2016. С. 162-169.
4. Корпоративная социальная ответственность : учебное пособие (проект) [Электронный ресурс] // Теории стейкхолдеров. URL: http://mydocx.ru/7-76608.html.
5. Кузьмин С.С. Компания и стейкхолдеры: теоретические подходы к выстраиванию взаимодействий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 8-1 (189). - с. 58-62. - URL: http://bgscience.ru/lib/6938/ (дата обращения 04.11.2016).
6. Маркетинг – PowerBranding.ru [Электронный ресурс] // Как работать со стейкхолдерами? URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/stakeholders/.
7. Попина О.Ю., Савельева М.Ю., Бородина Ю.Б. Оценка качества отчетов о движении денежных средств российских организаций с использованием закона Бенфорда // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 4-2 (10). С. 187-190.
8. Савельева М.Ю., Бородина Ю.Б., Кухта А.О. Исследование возможности применения экспресс-анализа финансовых показателей при выявлении признаков манипулирования финансовой отчетностью российских компаний // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76-1). С. 529-532.
9. Финогеева А.И. Механизм управления ключевыми стейкхолдерами для российских компаний // Российский экономический интернет-журнал. 2017. №2. С.47.
10. Хабарова С.А., Кавалерчик М.Л. Стейкхолдеры компании и их роль в ее деятельности // Социально-экономическое и научно-технологическое развитие: прогноз и перспективы: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Волгоград: НОО «Профессиональная наука» 2016. С.218-225.