Фрагмент для ознакомления
2
Функции маркетинга
Маркетинг – это деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей [4, c.15]. Маркетинг ну¬жен любому предприятию для того, чтобы увеличивать сумму прибыли за счет производст¬ва и продажи именно тех товаров или услуг, которые нужны потребителю. Для пред¬приятий малого и среднего бизнеса маркетинг еще более важен, так как дает возможность успешно конкурировать с крупными компаниями за счет внимания к каждому потребителю.
В 1902 году начато чтение самостоятельного курса маркетинга в ведущих университетах США: Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском. В 1908 году создана первая коммерческая маркетинговая организация; на ряде крупнейших промышленных компаний США формируются первые отделы маркетинга. В 1926 году в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой, в дальнейшем сформировано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 году в Американскую маркетинговую ассоциацию.
Концепция маркетинга – это философия управления, которая способствует получению компанией прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей [2, c.71]. Потребительская удовлетворенность-основа для достижения целей организации.
Сегодня маркетинг осознается всеми как важный компонент делового успеха, как краеугольный камень современного менеджмента. Удовлетворение потребностей и удовлетворенность потребителя- фундаментальная идея маркетинга. Если клиенты не удовлетворены -предприниматель теряет бизнес, отдавая его конкурентам. Если производимый компанией продукт не способен удовлетворить клиента, то компания не может развивать бизнес.
Таким образом, маркетинг представляет собой организационную функцию и совокупность действий менеджеров компании по созданию, продвижению и предоставлению продуктов или услуг на рынке и управлению взаимоотношениями с потребителями данной продукции в целях получения максимальной экономической прибыли.
Маркетинг следует рассматривать, как минимум с четырех точек зрения [6]:
• как идеологию современного бизнеса;
• как систему маркетинговых исследований;
• как управление маркетингом;
• как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОСТИС).
Маркетинговая деятельность основывается на следующих принципах:
1. систематический всесторонний учет состояния и динамики потребностей потребительского спроса, изучение рынка в целях принятия обоснованных коммерческих решений;
2. создание условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции к требованиям рынка, структуре и динамике потребностей, спроса;
3. учет и контроль, а также рациональное использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов (материальных, финансовых и трудовых и т.д.).
4. активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирования желаемого уровня спроса, правильной товарной политики, политики продвижения, распределения, политики ценообразования.
Совокупность основных принципов маркетинга, раскрывающих его сущность [3, c.132]:
ориентация на потребителя;
комплексность;
гибкость и адаптивность;
концентрация усилий;
нацеленность на перспективу;
сочетание адаптивности с воздействием на потребителя
программно-целевой подход.
Таким образом, маркетинг организаций направлен на решение таких задач, как комплексное исследование рынка, разработка и планирование ассортимента, сбыт и распределение товаров, а также их продвижение и стимулирование, что положительно сказывается на рентабельности и целесообразности деятельности современных компаний.
Функции маркетинга (marketing function) — основные направления, правила работы компании, отражающие сущность маркетингового подхода к организации бизнеса.
Функции маркетинга [8, c.161]:
1. Аналитическая функция;
2. Производственная функция;
3. Сбытовая функция (функция обеспечения продажи товаров);
4. Функция управления и контроля.
Аналитическая функция маркетинга представляет собой изyчeниe и oцeнкa внeшнeй (в пepвyю oчepeдь pынoчнoй) и внyтpeннeй cpeды фиpмы. Анaлитичecкaя фyнкция мapкeтингa - этo изучение рынка как такового, изучение потребителей, изучение фирменной структуры, изучение товаров, анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция маркетинга - организация производства нового товара, организация снабжения, управление производственным качеством. Пpoдyктoвo-пpoизвoдcтвeннaя фyнкция маркетинга - этo coздaниe нoвыx тoвapoв, кoтopыe бы нaибoлee cooтвeтcтвoвaли тpeбoвaниям пoтpeбитeлeй. Мapкeтинг вoздeйcтвyeт нa пpoизвoдcтвo, пытaяcь cдeлaть eгo дocтaтoчнo гибким, cпocoбным пpoизвoдить кoнкypeнтocпocoбныe тoвapы, cooтвeтcтвyющиe тexникo-экoнoмичecким пapaмeтpaм, и c oтнocитeльнo низкими издepжкaми;
Сбытовая функция маркетинга - организация системы товародвижения; организация сервиса, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики. Эта фyнкция мapкeтингa включaeт в ceбя вce тo, чтo пpoиcxoдит c тoвapaми в пpoмeжyткe вpeмeни пocлe eгo пpoизвoдcтвa и дo нaчaлa пoтpeблeния. Сиcтeмa тoвapoдвижeния oбecпeчивaeт пpeдпpиятию (и пoтpeбитeлю) coздaниe тaкиx ycлoвий, чтoбы тoвap был тaм, гдe oн нyжeн, в тo вpeмя, кoгдa oн нyжeн, в тex кoличecтвax, в кoтopыx oн вocтpeбoвaн, и тoгo кaчecтвa (coxpaннocть вo вpeмя тpaнcпopтиpoвки), нa кoтopoe paccчитывaeт пoтpeбитeль
Функция управления и контроля представляет собой организация стратегического и оперативного планирования и контроля, информационное обеспечение управления, коммуникативная функция. Функция управления и контроля пдразумевает ycтaнoвлeниe мaкcимaльнo вoзмoжнoй плaнoмepнocти и пpoпopциoнaльнocти в дeятeльнocти пpeдпpиятия, ocoбeннo в paмкax eгo дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx цeлeй. Пpи этoм глaвнaя yпpaвлeнчecкaя зaдaчa pyкoвoдcтвa пpeдпpиятия cocтoит в тoм, чтoбы yмeньшить cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти и pиcкa в xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти и oбecпeчить кoнцeнтpaцию pecypca нa выбpaнныx пpиopитeтныx нaпpaвлeнияx.
Основные функции маркетинга основываются на взаимодействии рыночного спроса на товар, его способности к реализации и возможности производства в количественном удовлетворении человеческих потребностей нужной продукцией.
Существуют задачи, которые ставятся перед маркетологами, по мнению специалистов, ─ добиться снятия усилий приложенных на реализацию продукции, так как она должна полностью удовлетворить потенциального покупателя, иными словами продукция благодаря своим свойствам и качеству будет продаваться сами, без каких либо усилий.
К задачам маркетинга относятся, это [5, c.88]:
• изучение и организация рыночного спроса на изготовленную продукцию;
• подтверждение правильности принятия руководителем производства решений по реализации продукции, или о прекращении ее производства;
• увеличение количества продаж единиц (объема) продукции, с целью увеличения общей доли на рынке спроса.
Маркетинг, как научный процесс изучения потребительского рынка имеет основные функции маркетинга на предприятии, это [5, c.92]:
1. Функция аналитического анализа, в которую включают:
• рыночный анализ спроса на продукцию;
• изучение качественных параметров продукции, их полезности для потребителя;
• определение потенциальной группы покупателей в обществе на предлагаемую продукцию;
• анализировать возможности предприятия на количественное увеличение выпуска товара, а также анализировать спрос на продукцию на рынке.
2. Функция маркетинга в производственном процессе включает в себя, это:
• внедрение на производстве инновационных технологий;
• выпуск новой продукции;
• обеспечение производственного процесса сырьевой базой;
• контроль качественных свойств товара или услуги;
• принятие решений для конкурентных возможностей выпускаемой продукции.
3. Маркетинговая функция продаж, которая включает в себя следующие действия, это:
• создание схемы реализации товара, его движения на рынок сбыта;
• умение формировать у потенциального покупателя спрос на предлагаемый товар;
• проведение акций и стимулирующих покупателя мероприятий в процессе продаж продукции;
• создание при необходимости сервисного обслуживания на выпускаемую продукцию.
4. Управленческая функция маркетинга, имеет следующие составляющие, это:
• своевременная организация структурных подразделений предприятия, выпуска новой продукции;
• умение планировать выпуск товара;
• обеспечение производства быстрой коммуникацией продукции;
• проведение контроля над логистикой товара.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббакумов В.Л. Бизнес – анализ информации. – М.: Экономика, 2009. – 384 с.
2. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 276 с.
3. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2011. – 386 с.
4. Еремин В.Н. Маркетинг. – М.: Кнорус, 2014. – 648 с.
5. Зорина Т.Г. Маркетинговые исследования. – Минск: БГЭУ, 2010. – 410 с.
6. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
7. Капон Н. Управление маркетингом. – СПб.: Питер, 2013. – 832 с.
8. Синяева И.М. Маркетинг. – М.: Юрайт, 2011. – 653 с.
9. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
10. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
11. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
12. Научный журнал «Аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.
13. - Статьи по бизнес – аналитике[электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
14. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sankt-peterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.