Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня в России активно развиваются различные тоталитарные и экстремистские движения. Другими словами в стране процветают секты.
Конечно, СМИ активно рассказывают о том, что благодаря введению в действия поправок к закону о религиозных организациях на правовом уровне удалось остановить развитие и деятельность сект. Например, признание «Свидетелей Иеговы» сектой позволило властям не просто закрыть их центры, а передать их на баланс местных властей с целью полезного использования.
Однако, несмотря на довольно жесткие меры со стороны властей секты продолжают существовать. Как и прежде они вербуют адептов среди не защищенных слоев общества. На людей оказывается психологическое давление. Люди с высокой внушаемостью быстро оказываются в числе новых адептов секты.
1. Теоретические аспекты проблемы понимания сект и сектантства
1.1. Понятие о секте и сектантах
Современный мир переполнен идеями: какие-то остаются лишь словами, другие обретают значительную теоретическую базу и обзаводятся практической основой. В прошлом на осмысление новых концепций уходило несоизмеримо больше времени, что и обусловило зарождение такого понятия, как секта. Разберемся в сущности этого понятия.
Несмотря на четко выраженный негативный подтекст, оригинальное слово указывает всего лишь на приверженность/следование определенной идее. Причем изначально не было никакой строгой привязки к религиозным догматам и вероучениям – речь шла об особенностях мышления какого-либо человека или небольшой группы людей, объединенных схожим мировоззрением.
Секта – это социальная группа, объединенная духовной идеей или целью.
1.2. Особенности деструктивного действия сект
Рассмотрим секту Виссариона как пример разрушительного влияния. В законодательствах многих стран используется такое понятие, как деструктивная секта. В этих случаях подразумеваются организации квазирелигиозного толка, лидеры которых пытаются осуществлять полный контроль над жизнью, мыслями и деятельностью всех своих членов.
Одни занимаются этим по идеологическим убеждениям, другие – с целью наживы, переписывая на себя имущество последователей и выманивая у простодушных адептов все, что у них было. Нередко внутри сект имеет место членовредительство, насилие, ритуальные жертвоприношения и даже убийства.
Неудивительно, что современники просто опускают определение «деструктивные» и подсознательно опасаются любых видов сектантства. Наглядных примеров подтверждающих верность данного жизненного тезиса, как правило, бывает достаточно. Только, к сожалению, не для всех [3].
Яркое тому доказательство – новое религиозное движение с амбициозным названием «Церковь последнего завета» (основатель и духовный лидер – уроженец Краснодара Сергей Тороп, более известный как «Учитель» или просто Виссарион). Начав свою деятельность в начале 90-х с публичных проповедей, в которых называл себя апостолом и избранным последователем Христа, Виссарион к 1993 году обзавелся уже несколькими тысячами адептов. Они толпами съезжались к нему в поселение-самострой «Обитель рассвета» (близ озера Тиберкуль) буквально изо всех уголков России, привозя с собой нехитрый скарб и, главное, – свои щедрые пожертвования [2].
2. Методики противостояния сектам
2.1. Методы борьбы с сектами в России
22 сентября 2020 г. в Красноярском крае задержали руководителей одной из самых старых сект в России. Церковь последнего завета, которую основал бывший милиционер Сергей Тороп, или «община Виссариона», существовала с 1990-х годов. Примерно с того же времени в России продолжается борьба с так называемыми новыми религиозными организациями, несмотря на то, что специального наказания за создание секты российским законами не предусмотрено.
Первые громкие уголовные дела против создателей сект стали появляться в начале 2000-х. В январе 2002 года в Приморье вынесли приговор русским членам секты «Аум Синрикё», обвиняемым в подготовке терактов в Японии. В 2016 году Верховный суд запретил деятельность этой организации в России как террористической. Уголовные дела продолжаются до сих пор: в 2018 году на скамью подсудимых попал Михаил Устьянцев, которого следователи считают организатором «террористического сообщества» — объединения последователей религиозной секты «Аум Синрике» в Москве и Петербурге [7].
В 2007 году возбудили дело против основателя пензенской секты «Горний Иерусалим» Петра Кузнецова, который вместе с 35 последователями «ушел под землю» в ожидании конца света.
В 2008 году Таганский суд Москвы приговорил к 11 годам заключения «целителя» Григория Грабового по делу о мошенничестве. Он вышел на свободу по УДО через два года — в марте 2010. В 2016 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге назначил Григорию Грабовому компенсацию в €2,4 тысячи за время, проведенное в СИЗО в ожидании рассмотрения судом уголовного дела.
Трижды — в 1999, 2004 и 2008 годах — к ответственности пытались привлечь создателя оккультной тоталитарной секты «Ашрам Шамбала» Константина Руднева. В 2013 году его всё же приговорили к 11 годам заключения за изнасилование и подготовку к сбыту наркотиков в особо крупном размере.
В 2012 году президент Владимир Путин заявил, что госструктуры должны усовершенствовать нормативно-правовую базу для контроля за деятельностью «тоталитарных» сект. Заметное усиление антисектантской борьбы пришлось на 2014–2015 годы, и самым массовым объектом этой кампании стали «Свидетели Иеговы» [8].
2.2. Особенности правовой борьбы с сектами в России
Церковь Виссариона. Лидеров церкви — самого Виссариона (Сергея Торопа), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова — задержали в Красноярском крае 22 сентября 2020 г.. Они подозреваются в нарушении ч. 1 ст. 239 УК (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением) и пп. «а», «б» ч. 3 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью организованной группой в отношении двух и более лиц).
По версии следствия, в период с 1991 года по 22 сентября 2020 года лидеры «виссарионовцев» «в целях извлечения дохода от религиозной деятельности привлекали денежные средства граждан, а также применяли к ним психологическое насилие, в результате длительного воздействия которого части последователей религиозной организации причинен тяжкий вред здоровью» [5].
В феврале 2020 года в общине проходили обыски по делу о мошенничестве в местной школе «Истоки». В деле нет обвиняемых (статья 159 УК). В августе съемочная группа РЕН ТВ хотела снять общину под прикрытием — журналист выдавал себя за бизнесмена, который собирается сделать пожертвование. Но виссарионовцы не поверили, забрали всю технику и мобильные телефоны. В итоге СК возбудил дело по статье 144 УК РФ (воспрепятствование законной деятельности журналиста).
«Свидетели Иеговы». Закрывать и ликвидировать отделения этой организации суды начали еще в начале 2000-х. Претензии государства к руководителям общины сводились к тому, что последние принуждают своих единоверцев к разрушению семьи, нарушают их права и свободы, склоняют к отказу от медицинской помощи и от военной службы [6].
20 апреля 2017 года Верховный суд РФ по иску Минюста признал организацию экстремистской и запретил деятельность 395 отделений, дав старт конвейеру дел по 282-й статье УК в отношении ее членов. И хотя в 2019 году Владимир Путин назвал «чушью» уголовное преследование «Свидетелей Иеговы», за участие в этой организации до сих пор дают реальные сроки. К 20 февраля 2019 года количество уголовных дел достигло 120.
В 2020 году репрессии в отношении «Свидетелей Иеговы» усилились, отмечают в правозащитном центре «Сова». Известно как минимум о восьми приговорах только за первое полугодие. 9 июня житель Пскова Геннадий Шпаковский получил 6,5 лет колонии — это самый большой срок из всех, которые в России получали иеговисты (3 августа его заменили на условный).
«Свидетели Иеговы» — движение, которое появилось в США в 1870-х годах. Основателем считается фермер Чарльз Тейз Расселл: сначала он организовал движение «Исследователи Библии», а 1881 году — общество «Сторожевая башня Сиона». После его смерти в 1916 году общество возглавил Джозеф Резерфорд, который в 1931 году переименовал его в «Свидетелей Иеговы» [10].
Выводы
Современные ученые выделяют различные научные дисциплины, а в прошлом в разных местах существовали секты тех или иных наук, члены которых смотрели на мир иначе, нежели группа классических исследователей. Так как ересь – это результат сознательного отклонения от церковных догматов, то отрицание, что лежит в ее основе, практически всегда служит поводом для конфликтов.
Сегодня методами психологической обработки пользуются все, включая финансовые пирамиды, мошеннические структуры, большинство сетевых бизнесов и тренингов личностного роста. Хотя официальная идеология подобных организаций ставит целью заработок и/или саморазвитие, они оказывают не меньший разрушительный эффект на жизни адептов, чем самозваные духовные гуру.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баркер, А. Новые религиозные движения. - СПб.: РХГИ, 2013.
2. Бондин, В.А., Тонких, В.А. История и теория религии: учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2013. -С. 326.
3. Дворкин, А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя князя Александра Невского, 2015. - С. 44.
4. Дворкин, А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: опыт систематического анализа. - 4-е изд. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2016. - С. 44.
5. Здоровец, Я.И., Мухин, А.А. Религиозные конфессии и секты. - М.: Изд-во Алгоритм, 2015. - С. 6.
6. История религии: в 2 т.: т. 2: учебник / Под общей ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2014. - С. 608;
7. Олейник, И.В., Соснин, В.А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. - М.: Генезис, 2015
8. Религиоведение: энциклопедический словарь / ред. Забия-ко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. - М.: Академ. проект, 2016. - С. 969.
9. Шапарь, В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - С. 7-8.
10. Штерин, М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов// Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Кариайнена и Д. Фурмана. - СПб.; М.: Летний Сад, 2014. - С. 56.