Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы настоящей работы обусловлена тем, что коррупция как социально-негативное явление характерна для любого общества вне зависимости от уровня развития социальных отношений, правосознания и правовой культуры его представителей. В то же время она признаётся одной из серьёзнейших угроз для национальной безопасности в целом, поскольку причиняет значительный вред правам и законным интересам и отдельного индивида, и общества, и государства.
В 2020 г. исполнилось 12 лет с момента принятия Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это время в России создан беспрецедентный пласт антикоррупционного законодательства, которого никогда не было ни в Российской империи, ни в СССР. И эти усилия не пропали даром: в международных рейтингах страна поднялась со 154-го места (2010 г.) на 119-е в 2015 г.; впрочем, затем вновь опустилась до 129-го места (2021 г.) .
Видимо, каждая принятая модель противодействия коррупции имеет свои границы применения. Большая часть возможного на данный момент уже сделана, и определенные результаты этой работы видны, однако само явление коррупции принимает чрезвычайно разнообразные формы, видоизменяясь вслед за развитием социально-экономических и политических отношений.
Основу коррупции составляют противоправные действия, прежде всего представителей органов государственной власти и управления, совершаемые с корыстной мотивацией и (или) в связи с иной личной заинтересованностью.
Проблема определения причин и условий совершения коррупционных преступлений вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность. В то же время для различных государств или для различных временных периодов развития одного и того же государства эти факторы не являются одинаковыми.
Степень разработанности темы исследования. Анализу коррупционных преступлений в России, посвящено много научных работ в литературе и Интернет-ресурсах. Такой интерес не является случайным, так как Россия по экспертным оценкам международных и отечественных источников относится к числу государств мира с «высоким» уровнем коррупции в государственном и управлении.
Коррупция – явление совершенно не новое в нашем обществе, оно имеет многовековую историю и встречается у любого государства. Наиболее часто этот термин применяется к политической элите. Несмотря на огромный опыт борьбы с коррупцией, на данный момент так и не найдены эффективные меры для полного искоренения её, а значит тема данного исследования остается актуальной.
Объектом исследования является коррупция в России.
Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе противодействия коррупции.
Цель работы – изучить реализацию антикоррупционной политики в России, выявить проблемы и определить перспективы.
Для достижения цели определены следующие задачи:
– охарактеризовать понятие коррупции и историю борьбы с нею;
– определить причины коррупции;
– проанализировать современное состояние и система борьбы с коррупцией в государственном и муниципальном управлении в России.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Понятие коррупции и история борьбы с нею
В соответствии с ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») понятие «коррупция» трактуется многопланово. Во-первых, это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Во-вторых, коррупция – это совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица .
Среди иных определений – более общее, принятое Международной группой по коррупции (МГК) Совета Европы: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» .
Таким образом, нами были приведены основные подходы к пониманию коррупции. Все они вносят значительный вклад в развитие проблематики коррупции и борьбы с ней на территории России. Несмотря на существующие недостатки в понятийном аппарате, общее во многих трактовках то, что коррупция является неотъемлемой частью функционирования российского общества на всех исторических этапах его развития .
Появление коррупции как социального явления на Руси связывают с образованием и становлением государственности в IX–X вв., во время которого чиновники обеспечивались нормами, которые устанавливал глава государства. Это называлось «институтом кормления». Однако эти нормы не могли быть едины для всех государственных служащих. В Русской Правде для выявления единых правил по обеспечению государственных чиновников были выбраны размеры этого обеспечения общиной.
«Взятка» как юридический термин («посул») сформировалась на Руси в XIV веке. Первый законодательный акт, запрещающий получать вознаграждение при ведении судебных дел, вышел в 1497 г. Если же говорить о первом законодательном начале ограничения коррупционных действий, то следует отметить Судебник Ивана III. Но окончательная криминализация коррупционных действий происходит во время правления Ивана Грозного .
Нужно отметить, что Иван IV был ярым и жёстким противником распространения коррупции в государстве. Так, например, летописи того времени фиксировали, что при нем многие слуги государевы «от своего стяжания лишились живота и вотчин». Одной из причин введения на Руси опричнины, видимо, была попытка справиться с тотальной коррупцией госаппарата Москвы. Попытка провалилась: опричники стали брать еще больше. Уже тогда государь осознавал, какое негативное влияние на всю жизнедеятельность государства оказывали коррупционные действия чиновников, поэтому и вводилось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, или же смертной казни. В Уложении 1649 г. впервые дается определенная классификация преступлений должностных лиц судебных органов и определяется мера их наказания.
Во времена Российской Империи происходило расширение влияния коррупции в государстве, но в то же время и совершенствовались методы борьбы с этим недугом. Петр I вёл серьёзную борьбу с коррупцией, не давая поблажек даже своим приближённым. Он издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», кроме того был также учреждён институт фискалов. В их обязанности входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казённые средства, не брали взяток. Если сообщения фискалов о коррупционных действиях чиновников подтверждались, то первым в качестве награды давали вознаграждение – половина от суммы взысканных штрафов или стоимости имущества, конфискованного у коррупционера. Деятельность фискалов носила неофициальный характер. Так же необходимо отметить факт создания прокуратуры. Её отличие от фискалов заключалось в том, что прокуроры официально надзирали за соблюдением законов и пресекали их нарушения.
В XIX веке происходит более сложное законодательное закрепление антикоррупционной политики. Примером этому может служить издание Свода Законов (1832-1857). Взяточничество в нём определялось как составная часть лихоимства. Под взятками здесь понимались всякого рода подарки, которые делались чиновникам для ослабления силы закона. При Александре II была введена система публикации имущественного положения чиновников империи. Раз в год выходили книги, в которых фиксировалось должность чиновника, его награды и то имущество, которое он имеет. Причем, имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. В случае уличение чиновника в коррупции, он увольнялся со службы и привлекался к суду, а если чиновник по совместительству являлся дворянином, то и он, и его дети впредь не могли претендовать на место на государственной службе.
Рассмотрим, как развивался комплекс мер с коррупцией в России с момента прихода к власти большевиков. После прихода к власти большевиков был издан Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», который предусматривал новые наказания за взяточничество и стал первым таким нормативно-правовым актом в советской истории. Взяточничество являлось наиболее распространенным преступлением, поэтому ему был посвящен этот отдельный правовой документ. В соответствии с ним виновному назначалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, в течение которого он находился также на принудительных работах при тюрьме. Ответственность за данное преступление нес как тот, кто получил взятку, так и тот, кто ее дал, а также все люди, которые пособничали процессу получения взятки. Если взяткодатель освобождался от уголовного преследования, если он был признан в даче взятки до момента опубликования декрета, и если в течение 3 месяцев после публикации декрета заявили о данном преступлении властям. Кроме того, в данном Декрете посредничество в получении взятки было выделено в преступление с собственным составом .
Уголовный кодекс 1922 года утвердил за взяточничество такую меру наказания, как расстрел с конфискацией имущества. Это было обосновано тем, что данное преступление было приравнено к деятельности контрреволюционного характера. Однако, для тех, кто давал взятки, а также их посредников данным кодексом были введены обстоятельства, смягчающие их наказание: если они сразу же после факта вымогательства сообщали о нем в правоохранительные органы, и их показания становились основными в раскрытии дела, то наказание будет намного мягче, чем если бы они не сообщили об этом факте. Уголовный кодекс от 1926 г. ужесточил ответственность за взяточничество и регламентировал уголовную ответственность для всех сторон, участвующих в данном коррупционном преступлении при любых обстоятельствах.
В период советской власти значительно выросло количество чиновников всех уровней. Борьба с коррупцией приобретает идеологическую подоплёку. В закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы с взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29.03.1962 г. говорилось, что взяточничество – это социальное явление, порождаемое условиями эксплуататорского общества. Совершать преступления, а особенно, находясь в рядах Коммунистической партии на определённых должностях, считалось низко и недальновидно. Такой человек помимо уголовного наказания получал ещё и общественное порицание не только на самого себя, но и на своих близких. Поэтому в бытность СССР весьма значимым был идеологический аспект при совершении преступлений и, в частности, коррупционной деятельности. Однако и сегодня в нашем современном обществе проблема коррупции не решена. Представители многих наук, таких как право, социология, философия, психология пытаются найти решение этой глобальной задачи. Исходя из этого, ученые стремятся расширить границы существующих подходов к этому «серьезному нарушению» (Дж Ролз). Ведь очевидно, что коррупция способствует не только нравственному разложению личности и общества, но подрывает основы национальной безопасности страны .
Наибольшее распространение коррупция получила именно в 70-80-х годах XX века в связи с государственной политикой, основными чертами которой в сфере борьбы с коррупцией существенное ослабление контроля. В финансовой инфраструктуре государственных учреждений коррупция закрепилась достаточно прочно в данный период, и, несмотря на ужесточение уголовного законодательства комплексные меры по борьбе с данным явлением, властям так и не удалось победить коррупцию.
В 90-х годах коррупция расцвела настолько, что законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за преступления коррупционного характера, перестало фактически действовать и было лишь на бумаге. В связи с этим никаких мер борьбы с коррупцией не осуществлялось. Причинами этого стали как развал СССР, что существенно ослабило контроль за чиновниками, так и падение уровня жизни населения, при котором, чтобы выжить, многие становились участниками коррупционных схем.
В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных документов по борьбе с коррупцией. Сегодня в нашей стране против коррупции направлены комплексные меры как уголовного, так и организационно-правового, экономического и идеологического характера. К примеру, в соответствии с российским законодательством за совершение коррупционных правонарушений граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица - административную и гражданско-правовую .
Отметим, что, несмотря на ряд мероприятий по совершенствованию мер борьбы с коррупцией говорит о том, что борьба с коррупцией имеет высокую эффективность, пока нельзя. Еще в 862 году славяне, призывая варяжского князя Рюрика к правлению, сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Можно сказать, что, несмотря на ряд положительных тенденций в современном российском уголовном праве эта проблема не в полной мере решена .
Сегодня одним из важнейших направлений в успешном функционировании нашего государства является необходимость борьбы с коррупцией. В 2008 г. в нашей стране был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, который установил основные принципы и меры борьбы с коррупцией. Он дал новый толчок для работы в сфере противодействия коррупции: был образован Совет при Президенте России по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, принят целый пакет антикоррупционных законов, указов Президента России, расширяющих контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система, разд. Законодательство. – Загл. с экрана.
2. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система, разд. Законодательство. – Загл. с экрана.
3. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система, разд. Законодательство. – Загл. с экрана.
4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 № 378 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система, разд. Законодательство. – Загл. с экрана.
5. Бабина Е. А. Современные тенденции борьбы с коррупцией / Е. А. Бабина // Актуальные проблемы современного права : сборник материалов Международного круглого стола. Российский государственный университет туризма и сервиса; Научный редактор С.Л. Никонович. – 2020. – С. 33-39.
6. Гараев Р. Ф. Понятие коррупции / Р. Ф. Гараев, Н. В. Селихов // Следователь. – 2015. – № 2. – С. 43-50.
7. Демко О. С. Историко правовой анализ методов борьбы с коррупцией в России / О. С. Демко, Д. В. Липич // Научный альманах. – 2016. – № 11-1 (25). –С. 416-420.
8. Долотов Р. О. Причины коррупции государственных служащих в свете социальных причин преступности : теории напряжения и теории субкультур / Р. О. Долотов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 4. – С. 49.
9. Захаров А. А. К вопросу о понятии коррупции в области публичного управления / А. А. Захаров // Право : история, теория, практика : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). – СПб.: Реноме, 2011. – С. 54-56.
10. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России / А. И. Кирпичников. – СПб. : Альфа, 2017. – 235 с.
11. Мамырканова И. А. Меры по борьбе с коррупцией в России: исторический анализ / И. А. Мамырканова, Р. В. Пыльнев // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2 (36). – С. 39-41.
12. Паршин И. С. Причины и условия коррупционной преступности / И. С. Паршин // Российский следователь. – 2014. – № 1. – С. 38-40.
13. Салихов Д. Р. Дискреционное усмотрение и коррупция в контексте проблемы воспроизводства политических элит и теории протестных отношений / Д. Р. Салихов // Проблемы в российском законодательстве. – 2017. – № 6. – С. 205-212.
14. Сулима И. И. Природа коррупции и образование / И.И. Сулима, Е. В. Сулима, С. Ю. Жидко // Право и образование. – 2001. – № 4. – С. 91-98.
15. Сумачев А. В. Уголовно-правовое регулирование национальных традиций / А. В. Сумачев // Российский юридический журнал. – 2016. – № 5. – С. 9-12.
16. Титкова Е. А. История развития коррупции в России / Е. А. Титкова // Молодой ученый. – 2019. – № 2. – С. 160-168.
17. Широков А.А. Профилактика коррупции и экстремизма / А. А. Широков, О. Ю. Баталова, Я. Е. Сердюкова // Совершенствование воспитательной работы в вузе : патриотическое воспитание - приоритетное направление воспитательной работы в вузах : сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции. – 2018. – С. 264-268.
18. Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии. Специальный доклад [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Центра политической информации». – Режим доступа : http://polit-info.ru/images/data/gallery/0_343_korrupciya.pdf (дата обращения : 16.04.2021). – Загл. с экрана.
19. Рейтинг стран по уровню коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационного портала NoNews. – Режим доступа : https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption (дата обращения : 16.04.2021). – Загл. с экрана.
20. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Режим доступа : https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/02/december.pdf (дата обращения : 16.04.2021). – Загл. с экрана.