Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В числе актуальных теоретических и практических проблем конституционного правосудия принципиальное значение имеет определение места и роли Конституционного Суда в системе государственной власти, а также утверждение сбалансированных взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Конституционному суду Российской Федерации отводится особенное место в судебной системе Российской Федерации, им исполняется функция высшего органа судебной власти в области защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и точного действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны. Конституционным Судом Российской Федерации выполняются порученные ему судопроизводства самостоятельно, вне зависимости от других государственных структур и иных систем судебной власти.
1. Порядок формирования Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный Суд РФ. Согласно ст. 18 ФКЗ «О судебной системе РФ », Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом №1-ФКЗ от 1994 г. «О Конституционным Суде РФ» .
Формирование состава суда осуществляется на основе следующих принципов:
1)законности замещения должностей судей КС РФ;
2)независимости организации деятельности суда и руководства только законам; независимость проявляется также в финансовой и материально-технической независимости;
3)гласности организации и деятельности суда.
КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя по десять и девять судей КС РФ. Конкретный состав палат определяется посредством жеребьевки, порядок которой определяется регламентом КС РФ. КС РФ осуществляет свою деятельность в форме пленарных заседаний и заседаний палат.
Руководство подготовкой и проведением пленарных заседаний КС РФ осуществляется председателем КС РФ, который вместе с заместителем Председателя и судьей-секретарем КС РФ избирается в пленарном заседании тайным голосованием большинством от общего числа судей из состава в индивидуальном порядке сроком на три года.
Организация и деятельность регламента строятся на основании Регламента КС РФ, который определяет порядок определения персонального состава палат КС РФ; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в КС РФ; требования к работникам аппарата КС РФ; иные вопросы внутренней деятельности КС РФ.
Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии.
В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.
В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях.
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции РФ следующих нормативных актов:
-федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
-законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
-договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов РФ;
-не вступивших в силу международных договоров РФ;
2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд имеет так называемую связанную компетенцию, что обозначает возможности осуществления Конституционным Судом своих полномочий только на основании запросов либо жалоб лиц, которые упомянуты в Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный Суд, не может рассмотреть определенное дело исходя из собственной инициативы. Но, при этом он может сам решать вопросы о применении права законодательной инициативы в области вопросов его ведения, что определяется в ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации .
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации заключается в четырех конституционных полномочиях точно определенных в ст. 125 Конституции Российской Федерации:
1. Проверка конституционности закона, нормативно-правового акта и договора (нормоконтроль), которая осуществляется по трем типам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и суда);
2. Разрешение спора о компетенции;
3. Толкование Конституции Российской Федерации;
4. Дача заключения о соблюдении правильности выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене либо совершении иных тяжких преступлений .
Особенности производства по делу подлежащему рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации закрепляются в Федеральном Конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Данные полномочия различают не только по содержанию, но также по субъекту запроса и жалобы.
На основании абстрактного нормоконтроля Конституционным Судом Российской Федерации разрешаются дела на основании Конституции Российской Федерации:
1) Федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
2) Конституции республики, устава, а кроме этого закона либо другого нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, которые относятся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта;
3) Договора между органом государственной власти Российской Федерации и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, договора между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) Не вступивший в силу международный договор Российской Федерации .
Право на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данных нормативных актов органов государственной власти и договора между ними есть только у органов, упомянутых в Конституции Российской Федерации: Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации) .
Запрос в Конституционный Суд может быть как в отношении всего нормативного акта либо договора, так и по поводу отдельного его положения, он допускается только, когда заявитель посчитал его неподлежащим действию в связи с не конституционностью или подлежащим действию вопреки официально принятому решению определенного органа государственной власти либо его должностных лиц об отказе применить и исполнять его как несоответствующего Конституции Российской Федерации. В отношении акта, изданного субъектом Российской Федерации, запрос будет возможен только в случаях, если нормативный акт издали по вопросам, относящемся к ведению органа государственной власти Российской Федерации и органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, не рассматривают запросы в отношении актов, которые изданы по вопросам, не определенным в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Конституционным Судом Российской Федерации устанавливается соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в установленных границах, а именно:
1) По содержанию норм;
2) По форме нормативных актов либо договоров;
3) По правилам подписания, заключения, принятия, опубликования либо введения в действие;
4) На основании определенного в Конституции Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть;
5) На основании разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
6) На основании разграничения предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определенного в Конституции Российской Федерации, федеральных и иных договорах о разграничении предмета ведения и полномочий .
По итогу рассмотрения дела Конституционным Судом принимается решение о признании нормативных актов либо договоров или отдельного их положения соответствующим, либо не соответствующим Конституции Российской Федерации. Признание нормативных актов либо договоров или отдельного их положения не соответствующим Конституции Российской Федерации будет являться основанием для отмены в определенном порядке положений иных нормативных актов, которые основаны на нормативных актах либо договорах, признанных неконституционными, или воспроизводящие их либо содержащие такие же положения, какие выступали в качестве предмета обращения. Положения данных нормативных актов и договоров нельзя применять в судах, иных органах и не могут применять их должностные лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".