Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ…………………………………………………………. 3 - 9
Лабораторная работа 1. Адаптация к двигательной деятельности…………………………………………………………………. 4
Лабораторная работа 2. Изучение приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам……………………. 8
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 9
Глава 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ……………………. 10 - 18
Лабораторная работа 3. Физиологическая характеристика циклических движений различной относительной мощности... 12
Лабораторная работа 4. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности……………………………....... 14
Лабораторная работа 5. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной мощности………................................. 15
Лабораторная работа 6. Физиологические особенности статических усилий…………………………………………………….. 16
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 17
Глава 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................................ 19 - 32
Лабораторная работа 7. Предстартовое состояние…………….. 22
Лабораторная работа 8. Изучение влияния разминки на предстартовые изменения частоты сердечных сокращений….......... 25
Лабораторная работа 9. Состояние утомления после мышечной работы……………………………………………….............. 27
Лабораторная работа 10. Утомление нервно-мышечного аппарата………………………………………………………………… 29
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 31
Глава 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ…………………………………………………………………….. 33 - 37
Лабораторная работа 11. Выработка навыка зеркального письма……………………………………………………………. 34
Лабораторная работа 12. Управление движениями человека…. 35
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 36
Глава 5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ…………………………………………….. 38 - 47
Лабораторная работа 13. Физиологическая характеристика физических качеств (силы, быстроты, ловкости)………………. 42
Лабораторная работа 14. Физиологическая характеристика выносливости…………………………………………………….. 43
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 47
Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, ПРИНЦИПОВ И ПЛАНИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ……………………………………………………………………….. 48 - 54
Лабораторная работа 15. Оценка степени тренированности….. 50
Лабораторная работа 16. Оценка степени тренированности по показателям анаэробных возможностей организма……………. 53
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 54
Глава 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………….. 55 - 62
Лабораторная работа 17. Температурная адаптация кожных рецепторов………………………………………………………… 57
Лабораторная работа 18. Биоритмологический тип человека… 58
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 62
Глава 8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ, СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ……………………………………………………………………….. 63 - 66
Лабораторная работа 19. Оценка физической работоспособности школьников…………………………………………………... 64
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 66
Глава 9. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН…………………………………………............ 67 - 71
Лабораторная работа 20. Сравнительная характеристика пространственно-временных свойств девушек и юношей………… 68
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 71
Глава 10. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………...... 72 - 76
Лабораторная работа 21. Оценка уровня функционального состояния человека…………………………………………………. 74
Вопросы для самоконтроля……………………………………… 75
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………….. 77
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………........... 80
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕ-КА К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Адаптация - совокупность физиологических реакций, обеспечиваю-щих приспособление строения и функций организма или его органа к из-менению окружающей среды. Большинство адаптационных реакций орга-низма осуществляется в два этапа. Начальный этап - срочная, но не всегда совершенная адаптация, реализуется на основе ранее сформированных физиологических механизмов. При этом функционирование органов и си-стем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но оптимальный адаптивный эффект не обеспечивается. На втором этапе - долговременная адаптация к длительно воздействующему раздражителю возникает постепенно на осно-ве многократной реализации срочной адаптации. Переход от срочной к долговременной адаптации осуществляется при формировании адаптив-ных морфологических и физиологических изменений, основанных на акти-вации синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках тех органов и си-стем, где произошло нарушение функций при действии экстремальных факторов. Развивающиеся при этом структурные изменения обозначаются как системный структурный след. Эти изменения сопровождаются пере-стройкой регуляторных механизмов и формируют в организме “вегета-тивную память”.
Процесс индивидуальной адаптации обеспечивается формированием ряда изменений в организме, нередко носящих характер предпатологиче-ских и патологических реакций. Эти изменения представляют собой свое-образную “цену адаптации”. Расстройства адаптации обозначают терми-ном дизадаптация. После прекращения действия на организм факторов, вызывающих адаптацию, происходит постепенное снижение адаптирован-ности с возвратом функций к условной норме, что обозначается как фи-зиологическая деадаптация.
Систематические занятия физической культурой и спортом приводят к адаптации организма к физическим нагрузкам, в основе которой лежат морфологические и функциональные изменения. Повторное приспособле-ние организма спортсмена к обычным условиям жизни и деятельности по-сле прекращения спортивной тренировки называется реадаптацией. Адаптация проявляется через мобилизацию функциональных резервов, под которыми понимаются скрытые возможности, приобретённые в ходе эво-люции и онтогенеза, усиливать функционирование органов и физиологи-ческих систем организма в целях совершения необычно большой работы и приспособления к чрезвычайным сдвигам во внутренней среде организма. В результате адаптации к физическим нагрузкам происходит усиление максимальных функциональных возможностей как организма в целом, так и отдельных его систем, повышается экономичность деятельности физио-логических систем и органов, мобилизация функций и их восстановление происходят быстрее, повышаются резервные возможности организма и неспецифическая резистентность.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: Адаптация к двигательной деятельности.
Цель работы: определить величины жирового компонента массы тела и сравнить его со стандартным диапазоном показателей у спортсме-нов и спортсменок, специализирующихся в разных видах спорта (таблица 1).
Многие годы в ряде видов спорта большое внимание обращают на массу тела спортсменов. В последние 10 - 15 лет в большинстве видов спорта были приняты стандартные нормы массы тела, цель которых обес-печить оптимальные размеры и состав тела для достижения наивысших спортивных результатов. Чем выше содержание жира в организме, тем ниже уровень физической работоспособности. Однако, значительное сни-жение жирового компонента массы представляет собой выход за пределы адаптационных изменений, что приводит не только к снижению работо-способности, но и к возникновению патологических процессов в организ-ме. Последствиями значительного снижения массы тела спортсменами яв-ляются: нарушение функции почек и сердечно-сосудистой системы, термо-регуляции из-за обезвоживания, торможение симпатической нервной си-стемы и доминирование парасимпатической, нарушение нормальной функции гипоталамуса, истощение энергетических субстратов, расстрой-ства питания, нарушение менструальной функции, нарушение состава ми-нералов в костях.
Аппаратура: калипер.
Ход работы: студенты делятся на пары (исследователь и испытуе-мый). Исследователь измеряет у испытуемого толщину кожно-жировых складок (в мм) на правой половине тела в восьми точках (семи у женщин), рост и вес.
Результаты опыта и их оформление: Данные антропометрических измерений вносятся в протокол 1, а потом по формулам производится расчет жирового компонента массы тела. Рассчитанный относительный жировой компонент массы тела сравнивается со стандартными нормами, приведенными в таблице, данные анализируются и оформляется вывод.
Протокол 1
№
п/п Параметр измерения Величина
1 Рост
2 Вес
Кожно-жировые складки d
3 Под нижним углом лопатки d1=
4 В области живота - справа, отступив на 5 см от пупоч-ного кольца d2=
5 На средней части передней поверхности плеча d3=
6 На средней части задней поверхности плеча d4=
7 В верхней трети передней поверхности предплечья d5=
8 В верхней трети передней поверхности бедра, над прямой мышцей d6=
9 На задней поверхности голени, над икроножной мыш-цей d7=
10 У подмышечного края большой грудной мышцы (только у мужчин) d8=
Для определения абсолютного количества жирового компонента (Дабс.) используется формула Матейко:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Тема: Изучение приспособительных реакций организма к трениро-вочным нагрузкам.
Цель работы: Изучить приспособительные реакции организма спортсменов к тренировочным нагрузкам в состоянии покоя.
Аппаратура: ростомер, медицинские (десятичные) весы, секундоме-ры, тонометр и фонендоскоп - для измерения артериального давления ме-тодом Короткова
Ход работы: У испытуемых разной спортивной специализации и тренированности производят измерение роста и веса тела, артериального давления, подсчет частоты пульса (ЧП) в состоянии покоя в положении си-дя. Полученные данные заносятся в протокол 2. Для оценки уровня функ-ционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала рассчитывается индекс функциональных изменений (ИФИ) (А.П.Берсенева, 1991). ИФИ определяется в условных единицах-баллах по следующей формуле:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема. Физиологическая характеристика циклических движений раз-личной относительной мощности.
Цель работы: ознакомиться с характеристиками изменений в орга-низме при работе различной относительной мощности.
Оснащение: учебно-методическая и научная литература о физиоло-гической характеристике циклических движений (4-5 источников)
Ход работы: изучить учебно-методическую и научную литературу о физиологической характеристике циклических движений
Результаты опыта и их оформление: на основе литературных дан-ных заполнить графы таблицы 2, сделать выводы о влиянии упражнений различной мощности на организм спортсмена.
Выводы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учебн. пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А.С. Солодко-ва; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – М.: Советский спорт, 2006. – 192с.
2. Смирнов, В.М. Физиология физ.воспитания и спорта: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по ФК / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС - Пресс 2002.- 605 с.
3. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физ. культ./ А.С. Солодков, Е.Б. Соло-губ. - М.: Терра-Спорт: Олимпия PRESS, 2005.- 520 с.
4. Тристан, В.Г. Физиология спорта: учебн. пособие / В.Г.Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
5. Черапкина, Л.П. Медико-биологические основы отбора и прогнозиро-вания высших спортивных достижений (на примере водных видов спор-та): учебн.пособие / Л.П.Черапкина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – 72с.
6. Черапкина, Л.П. Физиологические основы водных видов спорта: учебн. пособие / Л.П.Черапкина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – 91 с.
7. Черапкина, Л.П. Физиология спорта (на примере хоккея): учебн. посо-бие / Л.П.Черапкина, В.Г.Тристан. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 80 с.