Фрагмент для ознакомления
2
ВАРИАНТ №22
1. Правовой режим национальных природных парков.
Охранные зоны представляют собой один из видов зон с особыми условиями использования территорий, которые создаются для защиты окружающей среды или отдельных объектов от негативного воздействия.
В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федера-ции (далее – ЗК РФ) одним из видов охранных зон являются охранные зоны особо охраняемых природных территорий.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ) под особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) по-нимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, ре-креационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями ор-ганов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории, как и зоны экологиче-ского бедствия, являются территориями с особым эколого-правовым ста-тусом.
Режим особо охраняемых природных территорий регулируют де-сятки нормативных правовых актов, а сами они исчисляются тысячами.
Согласно ст. 95 ЗК РФ и ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данные земли являются общенациональным достоянием и образуют природно-заповедный фонд России.
Правовое значение определения ООПТ, как и иных объектов, полу-чивших сходный статус, в качестве общенационального достояния следует искать в том, что режим данных территорий должен обеспечивать эколо-гические интересы всего общества, а использование природных объектов в границах ООПТ в интересах частных лиц должно быть ограничено.
Развитие ООПТ позволяет в долгосрочной перспективе сохранить ареалы обитания объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, эстетико-культурное разнообразие ландшафтов, историческую ценность памятников, расположенных на этих территориях.
Для предотвращения угроз в области экологической безопасности и рационального природопользования Стратегия национальной безопасно-сти Российской Федерации устанавливает меры, реализуемые органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и направленные на развитие системы ООПТ, в том числе морских, сохранение редких и исчезающих видов рас-тений и животных, уникальных природных ландшафтов и живых систем.
Согласно Концепции развития системы особо охраняемых природ-ных территорий федерального значения на период до 2020 года предла-гается осуществить ряд изменений действующего законодательства, а именно совершенствовать регулирование земельных отношений на особо охраняемых природных территориях; регламентировать режим особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных пар-ков без изъятия из хозяйственной эксплуатации; совершенствовать меха-низм изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природ-ных территорий; уточнять особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий и перечень катего-рий особо охраняемых природных территорий.
Для решения поставленных задач необходимы совершенствование и развитие системы ООПТ посредством устранения несовершенства право-вого регулирования в этой сфере, восприятия международного и зарубеж-ного опыта, в том числе гармонизации законодательства Российской Фе-дерации об ООПТ с нормами международного экологического права.
Все требования законодательства об охране окружающей среды яв-ляются своеобразными ограничениями прав частных собственников.
Кроме того, предусматриваются особые меры, специально адресо-ванные собственникам земли и прямо затрагивающие их интересы. Одной из таких мер, направленных на предотвращение негативного антропоген-ного воздействия, ограничение хозяйственной деятельности, которая мо-жет нанести вред ООПТ, является создание охранных зон.
Законодательство не содержит определение понятия «охранная зо-на». Его можно определить исходя из предназначения. Охранными зонами можно считать территории земельных участков и водных объектов, приле-гающие к границам ООПТ и предназначенные для предотвращения небла-гоприятных антропогенных воздействий на ООПТ.
Законодатель установил закрытый перечень ООПТ, для которых возможно создание охранных зон. Ими являются государственные при-родные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы. Как указывает М.М. Бринчук, «действующую позицию законо-дателя вряд ли можно считать оправданной, так как иные категории ООПТ также могут нуждаться в предотвращении неблагоприятных антропоген-ных воздействий из сопредельных территорий. Территории в границах охранных зон не являются ООПТ, соответственно, в отличие от ООПТ они создаются в упрощенном порядке. Категория земель в границах охранных зон не меняется, но обременяется определенными запретами и ограничени-ями».
Поскольку в законодательстве отсутствуют императивные нормы об обязательности создания охранных зон, на федеральном и региональном уровне создание таких зон не носит повсеместного распространения (например, на федеральном уровне охранные зоны созданы вокруг госу-дарственного природного заповедника «Нургуш», государственного при-родного заповедника «Остров Врангеля», национального парка «Государ-ственный комплекс “Завидово”», Соходинского государственного природ-ного заповедника; на уровне субъектов Российской Федерации – вокруг памятника природы «Уйтаг», природного парка «Бурейский», природного парка «Кумысная поляна»).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Российская газета", N 57, 22.03.1995.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) // "Российская газета", N 64-65, 06.04.1999.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии нацио-нальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодатель-ства РФ", 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р <Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года> // "Собрание законодательства РФ", 16.01.2012, N 3, ст. 452.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.05.2007 N 27 "О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2007 N 9575) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-тельной власти", N 24, 11.06.2007
8. Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. М.: Статут, 2018. 159 с.
9. Мохов А. А. Принципы правового регулирования государ-ственной модели национального здравоохранения // Актуальные пробле-мы российского права. 2021. Т. 16, № 3. С. 85–96.
10. Степанова Л.И. Новое в регулировании статуса зон с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в Рос-сийской Федерации. 2019. № 4. С. 97–110.
11. Смбатян А.С. Международные медико-санитарные правила: эволюция и современное состояние // Российский юридический журнал. 2021. N 1. С. 103 - 114.
12. Фетюков Ф. В. Взаимодействие государства и гражданского общества: (теоретико-правовое исследование): моногр. М.: Юрлитинформ, 2017. 159 с.