Фрагмент для ознакомления
2
воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии сейчас.
Представление формируют память и воображение, благодаря последним мы представляем место, где были ранее, представляем событие, которое приключилось с нами и пр.
«Способность постоянно накапливать инфор¬мацию и воспроизводить ее в необходимых обстоятельствах яв¬ляется важнейшей особенностью психики» . Память есть у всех жи¬вых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявля¬ется в передаче генетическим путем по наследству из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологиче¬ских и поведенческих свойств. Вторая выступает в виде способно¬сти к научению, к приобретению жизненного опыта, который со-храняется только при жизни данной особи, исчезает вместе с ухо¬дом ее из жизни. Человеку также присущи эти два вида памяти. Но человек обладает принципиально новыми средствами запоми¬нания и хранения информации в виде текстов и разного рода зна¬ковых форм, составляющих содержание культуры, а также пси¬хологических качеств: воли, мышления и т. д.
Память
Памяти принадлежит важная роль в жизни человека. Этот психический процесс обеспечивает взаимодействие прошлого человека с настоящим. Это один из способов осуществления психических функций во времени, важное условие ее интеграции, психологической идентичности человека . Именно благодаря памяти личность становится тем, кем она является, она проявляет себя в окружающем мире, осознает свое собственное «Я». Память является фундаментом человеческих способностей, фактором его научения, освоения знаний, осуществления умений и навыков.
Память человека можно определить как «вид отражения психики, который реализуется к накоплении, фиксации, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта» .
Таким образом, память представляет собой интегрированное функциональное образование, работающее на основе коммуникации трех основных интересов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Между этими процессами определяется не только тесное взаимодействие, но и взаимная обусловленность. Каждый последующий процесс в полной мере зависит от предшествующего. Сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести, то, что сохранил в памяти.
Временная организация памяти представляет собой не просто согласованную во временном промежутке общность событий нейробиологического характера. Это процесс, который включает в себя огромное количество элементов, оценку значимости информации и реализацию организующей роли временного фактора.
Память начинается с того, что наши органы чувств принимают информацию, поступающую из окружающего мира, а мозг производит ее фиксацию в виде биохимических изменений в составе клеток, в виде элементарных импульсов и т. д. Здесь нет необходимости воспроизводить весь физиологический механизм памяти. Главное, что следует иметь в виду, что память начинается с запоминания информации: образов, слов, любых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аткинсон Р. Л. Введение в психологию М.: Олма-Пресс, 2020
2) Бине А. Измерение умственных способностей/ пер. с фр. – СПб.: Союз, 1998.
3) Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2020.
4) Зейгарник, Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий [Б. В. Зейгарник Динамическая психология: Избранные труды общ ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. - М. Смысл 2001.
5) Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Введение в психологию. Личность и деятельность/М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, И. А. Домашенко и др. – М.: Просвещение, 2020.
6) Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие – М.: Флинта, Московский социально-психологический институт. 2020.
7) Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
8) Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2020.
9) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.
10) Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2020. Т. 3.