Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Педагогическая психология 3
Методы исследования 5
Основные методы исследования в педагогической психологии 7
Заключение 11
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология», «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания. На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Методы педагогической психологии можно рассматривать в системе различных классификаций. На сегодня широко известны классификации методов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, некоторых других исследователей. Так, С. Л. Рубинштейн, выделял основные методы и вспомогательные. В педагогической психологии основными методами являются педагогическое наблюдение и психолого-педагогический эксперимент. Вспомогательными считаются, например, психолого-педагогическая беседа, сравнительный и генетический методы исследования, методический прием - изучение продуктов деятельности воспитанников и учащихся.
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания.
Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Цель работы: рассмотреть методы исследования в педагогической психологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2016. - 320c.
2. Давыдов, В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: науч.-метод, пособие / В.П. Давыдов. — М.: Академия ФСБ, 2017. — 156с.
3. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 224c.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2015. - 208c.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2017. - 448c.
6. Ковалев, Г.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. метод. пособие для аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук / Г.Н. Ковалев, В.С. Иванов, М.В. Гуковская, C. В. Верейкина. — М.: Изд-во МГППУ, 2016. — 205с.
7. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2015. - 320c.
8. Леонова, Е.В. Методы психолого-педагогической оценки / Е.В. Леонова. — М.: Изд-во МИФИ, 2018. — 424с.
9. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: Владос, 2015. - 961c.
10. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 208c.