Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В определённый момент каждый человек начинает всерьёз задумываться о будущем, о своей будущей карьере. Знания о карьере, ее моделях и видах, а также знание своих способностей, сильных и слабых сторон помогут любому человеку найти организации, предоставляющие ему: возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получение более высокого уровня удовлетворения от работы; чёткое представление профессиональных личных перспектив, повышение своей конкурентоспособность на рынке труда.
При поступлении на любую работу человек перед собой определенные цели, но, поскольку организация, нанимая его, также преследует конкретные цели, работодатель должен иметь возможность реалистично оценить свои деловые качества. Планирование карьеры представляет собой процесс сравнения потенциальных возможностей, целей и способностей человека с требованиями организации, планами и стратегией ее развития, которые выражаются в составлении программы профессионального и карьерного роста. Управление карьерой способствует достижению лояльности сотрудников к интересам своей организации, повышению производительности труда, снижению текучести кадров и более полному раскрытию человеческих способностей. Сотрудник необходимо знать не только свои перспективы на долгосрочную и краткосрочную перспективу, но также и какие именно показатели он должен достичь, для того чтобы рассчитывать на повышение.
В условиях современности большая часть фирм уделяют особое внимание планированию карьеры своих сотрудников. правильное применение человеческих внутренних ресурсов становится всё более выгодным, нежели чем привлечение персонала извне – это напрямую связано с необходимостью как обязательного дополнительного обучения работника перед началом работы, так и включением нового сотрудника в корпоративную культуру организации, поскольку специализация, которая определяется спецификой определенной собственной технологии, становится все более актуальной и важной.
Понятие и виды карьеры
Понятие карьеры имеет большое количество определений, каждое из которых позволяет более подробно определить суть данного слова.
Карьера представляет собой продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.
В теории управления персоналом:
Карьера выступает результатом осознанного поведения и позиции человека в сфере трудовой деятельности, связанным с профессиональным или должностным ростом.
Карьеру, то есть траекторию своего движения человек выстраивает самостоятельно, она непосредственно зависит от внутренних особенностей и внеорганизационной реальности, а основное от собственных целей, установок и желаний.
Карьера – это успешное продвижение вперед в той или иной сфере (общественной, профессиональной, служебной, научной) деятельности.
Выбор карьеры представляет собой наиболее важное решение, которое принимается человеком в его жизни. Это напрямую объясняется двумя совместимостями: первая - это совместимость с характером работы личности человека, вторая - совместимость личностных ожиданий в сфере карьеры с возможностями определенной организации [7].
Понятие служебной карьеры (в качестве одного из видов карьеры) представляется возможным трактовать и в широком, и в узком смысле.
Карьера в широком понимании представляет собой профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения сотрудника к высшей ступени профессионализма. В качестве логичного завершения успешной карьеры выступает высокий профессионализм работника, который был признан руководителем организации. Стоит отметить, что оценка профессионализма в течение всей трудовой деятельности человека может варьироваться.
Карьера в узком понимании - продвижение по служебной лестнице, занятие в своей профессиональной сфере особого статуса. В данном случае карьера - желанный путь вверх, выбранный сотрудником осознанно с целью получения неких моральных бонусов в виде получения удовольствия от работы и самоутверждения. «Если работа не доставляет человеку удовольствие, значит, он работает не там, где нужно». Это и выступает основным мотивом движения к определенному статусу (должностному, социальному, квалификационному).
Представляется возможным также дать определение карьеры с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, который предоставляет ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера, в соответствии с этим процесс получения важных в жизни ценностей, благ, признание на рабочем месте и в обществе.
Таким образом карьера - профессиональный рост человека, увеличение его влияния, статуса, авторитета в окружающей среде, который проявляется в его продвижении по ступеням должностной, материальной, квалификационной и и социальной лестницы [2].
Говоря о карьере, стоит сказать и о карьерном росте. Карьерный рост - это расширение ответственности и полномочий сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на новый.
Карьерному росту способствуют:
уровни иерархии, должностные ступени;
ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, которые дифференцируют навыки и знания;
статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (рациональные предложения и т.п.);
ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в процессе принятия важных решений, близость к руководству);
уровни материального дохода (разнообразие социальных льгот и уровень зарплаты).
Сложность карьерного роста непосредственно обусловливается большим количеством причин, которые зависят от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой складывается карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют организация и человек.
Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Виды карьеры:
Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или овладения другими областями человеческого опыта, связанного, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности [8].
Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех основных направлениях:
Вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии, должностной рост;
Горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); т.е. это продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
Центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства, т.е. это продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.
Планирование карьеры
Одним из основных направлений кадровой деятельности в организации, которая ориентирована на определение этапов и стратегий продвижения и развития специалистов, выступает планирование карьеры.
Планирование карьеры представляет собой процесс согласования потенциала, целей и способностей человека с требованиями со стороны организации, планами и стратегией ее развития, которые выражаются в подготовке программы профессионального и карьерного роста. Планирование карьеры сотрудникам позволяет увидеть, какую именно должность они могут получить в том случае, если они обладают положительным опытом работы при начальных определенных условиях [1].
Совокупность рабочих и профессиональных должностей в организации (а также за ее пределами), который непосредственно определяет наиболее оптимальное развитие профессионала для занятия конкретной должности в организации, являет собой карьерограмму, то есть формализованное представление о том, в каком именно направлении необходимо идти специалисту, для того, чтобы приобрести необходимые знания и овладеть нужными навыками для наиболее эффективной работы в определенном месте.
Карьерный рост напрямую определяется не только личными качествами работника (квалификацией, образованием, отношением к работе, системой внутренних мотиваций), но и объективными качествами, такими как:
высшая точка в карьере - высшая должность, которая существует в рассматриваемой конкретной организации;
продолжительность карьеры - число позиций на пути от первой позиции, которая занимается отдельным лицом, до высшей точки организации;
показатель уровня должности - отношение числа лиц, которые заняты на следующем иерархическом уровне, к количеству лиц, которые заняты на иерархическом уровне, где человек находится в момент карьеры;
показатель потенциальной мобильности - отношение числа вакансий на следующем иерархическом уровне к количеству лиц, которые заняты на иерархическом уровне, на котором находится человек [6].
В непосредственно зависимости от объективных условий, внутриорганизационная карьера может выступать тупиковой или многообещающей - у работника, в свою очередь может быть или очень коротка, или длинная карьера.
При найме кандидата на работу менеджер по персоналу должен спланировать вероятную карьеру и обсудить ее с кандидатом на основании индивидуальных особенностей и мотивации человека. Для разных сотрудников одна и та же линия карьеры может быть, как неинтересной, так и привлекательной что может значительно повлиять на эффективность их будущей деятельности.
Применяются следующие основные методы планирования карьеры:
Анализ кадрового учета, при котором данные статистически обработаны и определен период занятия идентичных позиций. В качестве недостатка данного метода выступает ориентация на прошлый опыт, который невозможно использовать без соответствующих корректировок в случае изменения кадровой политики в целом.
Экспертный социологический опрос лидеров бизнеса и ученых. Исследование касается наиболее рационального возраста и срока занятия должностей с дальнейшей обработкой результатов методами ранговой корреляции. Недостатком данного метода при его использовании является ограничение длительности прогнозируемого периода, а также отсутствие опыта [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллина, А.Д., Рабцевич, А.А. Управление карьерой работника в современных организациях / А.Д. Абдуллина, А.А. Рабцевич // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 С. 87-89
2. Беляцкий, Н. П. Деловая карьера / Н.П. Беляцкий, А.В. Маевская. - М.: Амалфея, Мисанта, 2016. - 208c.
3. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 292с.
4. Зайцев Г.Г., Черкасская Г. В., Егоршин А. П. Управление деловой карьерой. - Н. - Новгород: НИМБ, 2019 – 220с.
5. Каштанова Е.В., Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижение и кадровым резервом. - М.: Проспект, 2018 – 312с.
6. Кончатова, Я. А. Управление карьерой как инструмент мотивации персонала / Я.А. Кончатова // Молодой ученый. -2017. -№5. — С. 180-183.
7. Майорова, И.Д. Управление карьерой персонала организации / И.Д. Майорова // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4 (16). С. 64-70.
8. Миллер, А.И. Проблемы управления карьерой сотрудников / А.И. Миллер // Наука через призму времени. 2017. № 8 (8). С. 40-45.
9. Рогожин, М.Ю. Управление персоналом: практическое пособие. – М.: Проспект, 2018. – 308 с.
10. Сотникова, С.И. Управление персоналом: деловая карьера: Учеб. пособие. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 328с.