Фрагмент для ознакомления
2
История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» рассказывает об истории Древнерусского государства и Киевской Руси. Именно поэтому произведение очень насыщенно именами различных правителей, которые внесли огромный вклад в их развитие.
«Слово о полку Игореве» было открыто в конце XVIII века собирателем древнерусских рукописей ученым, графом Александром Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744-1817). В 1792 году А.И. Мусин-Пушкин купил у Иоиля, бывшего ректором Ярославской духовной семинарии, а в настоящем настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник. Сборник этот, судя по оставшимся его описаниям, был составлен в XVI веке на северо-западе Руси, в районе Пскова или Новгорода. В состав сборника кроме «Слова о полку Игореве» входили произведения светского характера: «Хронограф», «Сказание об Индии богатой», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево деяние» [4].
Текст «Слова…» с переводом на современный русский язык, со вступительной статьей и примечаниями впервые был опубликован в 1800 году.
В основу «Слова о полку Игореве» легли исторические события, связанные с походом и поражением князей Игоря Святославича из Новгород-Северского, его брата Всеволода из Курска (Трубчевска) сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска.
Образная система произведения
Произведение имеет сложную образную систему. Каждое действующее лицо характеризуется автором выразительно, кратко, емко. В «Слове…» нет и двух одинаковых персонажей. Каждый из многочисленных героев наделен собственными чертами. В них подмечено самое существенное. И это существенное воплощено в произведении самыми различными художественными средствами.
Теперь, когда открылось имя автора этого древнего произведения, придется заново вернуться к существу его художественности. «Слово» вышло из естественной, будничной действительности, какой она сложилась в русской истории к исходу XII столетия. Повседневно текущая жизнь выдвинула обыденное происшествие: Новгород-Северский князь Игорь и его брат Всеволод, князь из Курска, без оповещения других князей, отправились в половецкие степи отвоевывать Придонье у язычествующих кочевников.
Поход обернулся поражением, оба князя попали в плен, а затем с раскаяньем и горечью в сердце выбирались на волю. Из этого трагико-драматического события, какое нередко случалось в реальности, и взошло редкостное по-своему эстетическому содержанию поэтическое творение. Художественная энергия мысли и, главное, изобразительная сила слова, образно развернувшие замысел в сюжетное действие, определяются особой, нетрадиционно выдвинувшейся жанровой формой. «Слово о полку Игореве» не повесть и не поэма; это — своеобразно произнесенное эпическое сказыванье, что в народно-поэтическом речении слагалось как песнь, искусно названная автором «словом». «Слово» игумена Моисея (таково монашеское имя автора; светское — не известно) можно разве что пропеть. Быть может, оно и было рассчитано на чтение с напевной интонацией [6].
Образно-смысловая направленность сюжетного действия в «Слове» определяется не походом Игоря и Всеволода и не осуждением его в отчем слове Святослава, а судьбоносно-жизненным содержанием Русской Земли и словом, которым оповещается ее историко-духовная жизнь и судьба. В существе своем, Земля Русская и слово, которым она поэтически опевается в истории русского времени, и составляют духовную сердцевину данного лирического сказания.
Художественная простота мысли-идеи и столь же изысканно художественно и просто изложенная образным словом сюжетная ситуация соотнесены с предметом повествования. Ведущей энергетической силой в «Слове» является Русь, Русская Земля, издревле овеянная мифопоэтической символикой и неизменно выступающая как реальное основание бытия русского народа. Русь собирательно и воссоздавалась на основе принципа мирского славянского единения. Игумен Моисей произносит свое «Слово» от имени единой Русской Земли, вкладывая в само понятие единства все многозначное его содержание.
Идея пространственного единства в его устах совмещается с мыслью о границах русского времени. Автор постоянно ссылается на сцены и эпизоды из прошлой жизни, по аналогии скрепляя их с днем текущим, что ясно показывает, что Русская Земля имеет великую, уходящую в седую древность историю, к событийным изломам которой предписано поучительно присматриваться. В своем историческом хождении певец спускается в анналы, припоминает языческое «время Бусово», когда князь праславянского племени антов Бус (или Боз) сражался в 375 году с готским королем Винитарием. Его внутреннему оку так же зримо предстают «века Трояни», очевидно, названные больше по древнерусскому богу истории Трояну, нежели по имени римского императора Траяна (98-117), при котором «земля славянская, Троянова» (Северное Причерноморье) входила в границы его империи. Положительная канва исторического единства Руси создавалась также деянием целой плеяды русских князей — от Владимира Святославича и Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха и киевского князя Святослава.
Неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев отражен, как известно, в трех современных ему текстах: в «Слове о полку Игореве»и в двух летописных повестях, одна из которых содержится в Суздальском своде, сохранившемся в составе Лаврентьевской летописи и близких ей, а другая находится в Киевском своде, сохранившемся в составе списков Ипатьевской летописи.
При этом между «песнью» об Игоревом походе и киевской повестью, в которой в отличие от суздальской поход и сражение детально описаны весьма информированным книжником, есть одно разительное различие. Автор «Слова» главным соперником русского князя представляет половецкого хана Кончака. Кончак направляет войско другого хана, Гзака (Гзы), навстречу русским: «Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому» [3, c.11]; обращаясь к Ярославу Осмомыслу Галицкому, автор призывает его стрелять именно в Кончака: «Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея» [3, с.30]. В эпизоде диалога Игоря с рекой Донцом новгород-северскому властителю противопоставлен хан Кончак: «Донецъ рече: "Княже Игорю! Не мало ти величія, а Кончаку нелюбія... "» [3, c.41]. И лишь при последнем упоминании, в разговоре во время преследования бежавшего Игоря, роль Гзака, как более мудрого и проницательного, выглядит более значительной; впрочем, в этой беседе в иносказательной форме упоминается женитьба Игорева сына Владимира на Кончаковне и возвращение русского князя с молодой женой на родину; таким образом, и здесь Кончак предстает главным противником Игоря, посрамленным «потерей» дочери.
В тексте "Слова о полку Игореве" встречаются цитаты, которые помогают составить характеристику князя Игоря Святославича и воссоздать его образ.
Автор описывает нам Игоря, как молодого тридцатичетырехлетнего князя. Игорь является не только князем, но еще и храбрым и сильным воином, отчаянно сражавшимся за родину. Несмотря на ранения, Игорь не покидал поле боя и подбадривал своих воинов. Еще раз подчеркивая его мужество и смелость. Несмотря на все положительные качества, автор указывает на пылкий характер князя. Жажда славы заставляет Игоря поступать необдуманно и эгоистично.
Образ князя Игоря в части «песни» от выступления Игоря в поход до решающей битвы со степняками соотносится прежде всего с образами персонажей героического эпоса. Автор обозначает тему своего творения как повествование о героической борьбе храброго новгород-северского князя с внешними врагами.
Герой «Слова» пренебрегает предостерегающим знамением – солнечным затмением, гордо и смело заявляя о готовности рискнуть своей жизнью ради славы.
Пренебрежение предостерегающими приметами или наставлениями – черта, характерная для персонажей героического эпоса. Так ведут себя, например, богатыри в былинах. Правда, в этих фольклорных произведениях «всевозможные грозные предвестия,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белинский В.Г. Статья III // Статьи и рецензии [1841]. [Сочинения]. Т. 5. - С. 328-401
2. Дмитриев Л.А. Боян И Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 томах / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); Ред. кол.: Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко. О. В. Творогов (отв. ред.). - СПб.: Дмитрий Буланин. 1995.
3. Ироическая песнь о походе на Половцов удельного князя НовагородаСеверского Игоря Святославича . М.: В Сенатской типографии, 1800. VIII+46 c.
4. Ранчин, А. М. Образы Игоря и Кончака в "слове о полку Игореве": структура текста и исторические факты / А. М. Ранчин // Россия XXI. – 2019. – № 2. – С. 110-127.
5. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / Сост. В.В.Прозоров, Ю.Н.Борисов; вступит. ст. В.В.Прозорова. М.: Высшая школа, 2007. С.41–131.
6. Удалкина, Г. Ю. Поэтика «плача» и «славы» в «слове о полку Игореве» / Г. Ю. Удалкина, В. И. Рогачев // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства : Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, Саранск, 17–18 октября 2019 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2019. – С. 341-345.
7. Филипповский, Г. Ю. Динамическая поэтика "Слова о полку Игореве" (к статье Д. С. Лихачёва "Предположение о диалогическом строении "Слова о полку Игореве") / Г. Ю. Филипповский // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. – № 4(19). – С. 8-16.