Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Сущность конфликта, причины возникновения организационных конфликтов 5
2. Предпосылки возникновения конфликтов в образовательной организации 10
3. Конфликтная компетентность руководителя образовательной организации 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе прогрессивных преобразований в социуме существенно видоизменяется значимость образования, расширяется представление о роли и содержании управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. При этом особой актуальностью отличается проблема управленческой компетентности, специфика которой достаточно отражена в научно-педагогических исследованиях и нормативных требованиях к управленческой деятельности и личности руководителя образовательной организации как управленца - профессионала.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современной образовательной организации присутствует большое разнообразие конфликтных ситуаций, которые возникают по самым разным причинам. Необходимость разрешения данной проблемы выдвигает качественно новые требования к взаимодействию педагогов в образовательно-воспитательном процессе, в том числе тех, который направлены на предупреждение и устранение конфликтов деструктивного характера, в частности, для руководителей, так как часто они должны соприкасаться с конфликтными ситуациями намного чаще других. Эффективность деятельности общеобразовательной организации находится в зависимости от множества составляющих. Одним из значимых условий является психологическая подготовка руководителей образовательных организаций к предупреждению конфликтов в коллективах сотрудников. В настоящее время теоретиками управленческой науки признается, что полное отсутствие конфликтов внутри организации невозможно. Вместе с тем, управление конфликтными ситуациями в коллективе, как и управление персоналом в целом, необходимо осуществлять учитывая сложность и многоаспектность трудовых отношений во всех структурных подразделениях образовательной организации.
Конфликты и вопросы конфликтного взаимодействия в сфере управления являются предметом многочисленных исследованиях среди представителей самых разных научных отраслей, к которым, в частности, относится социология, социальная и организационная психология, психология управления. В литературе освещены теоретические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных ученых, касающиеся психологической сущности возникновения и разрешения конфликтов.
В теории и практике конфликтологии как научной области знаний можно выделить несколько основных направлений исследования гармоничного и толерантного выхода из конфликтных ситуаций. Это, в частности: разработка понятийного аппарата и схем анализа конфликтов; типология конфликтов, установления их причин и стратегий решения; условия предупреждения и рекомендации по их конструктивному решению. Исследованию этих проблем посвятили свои научные разработки Е. М. Бабосов [2], Н. И. Пирен [14], Н. В. Цюрупа [18]. Г. И. Козырев [8] и В. И. Шкиль [7], А.Я. Анцупов [1], А.И. Шипилов [1]. Однако до сих пор не выяснены все аспекты указанной проблемы.
Цель реферата – рассмотреть сущность понятия «конфликт», «конфликтологическая компетентность руководителя учебного заведения», проанализировать основные причины конфликтов в образовательной организации и определить роль руководителя в конфликтной ситуации.
1 СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ
В ходе повседневного общения термин «конфликт» используется относительно широкого круга явлений, которые включают в себя и вооруженные столкновения и противоборства разнообразных социальных групп, а также служебные или семейные конфликты, проблемы отдельной личности. Термин «конфликт» произошел от латинского слова conflictus, что означает «столкновение». В настоящее время сформировалась новая научная область – конфликтология, из которой сформировалась весьма актуальная профессия конфликтолога 9, с. 176.
Конфликтология представляет собой науку, дающую научный анализ конфликтности во взаимоотношениях и определяющую методы ее разрешения. Другими словами, это система знаний относительно закономерностей и механизмов развития конфликтных ситуаций, а также принципы и технологии, посредством которых возможно управление ими. Конфликтологи являются своеобразными консультантами относительно различных проблем, возникающих в жизни человека [17, с. 43].
В период кризиса в социуме интенсивно растет как социальная, так и психологическая напряженность, неизбежно приводящая к возникновению конфликтных ситуаций –столкновения противоположных сторон социальных субъектов. Конфликты являются отражением общей проблемности и противоречивости бытия. Не обходится без конфликтных ситуаций и педагогическое сообщество, поэтому целесообразно предусмотреть появление в нем конфликта и изучить и проанализировать возможные последствия последнего 13, с. 80.
В процессе анализа современных исследований конфликт рассматривается в качестве движущей силы развития личности, результатов взаимодействия субъективных и объективных причин, что свидетельствует о том, что необходимо более детальное рассмотрение проблем конфликтных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник для ВУЗов Текст / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 320 с.
2. Бабосов Е. М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов Текст / Е. М. Бабосов. – Минск: РИВШЦ, 2012. – 464 с.
3. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе Текст / Н.В. Гришина // В сборнике: Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 2013. - С. 84-96.
4. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение Текст/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
5. Кайдалов, Д.П. Единоначалие и коллегиальность Текст / Д.П. Кайдалов, Е.И.Суименко -М.: Юнити, 2009. – 280 с.
6. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства Текст /А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2010. – 271с.
7. Козер, Л. Функции социального конфликта Текст /Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. – 130 с.
8. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие Текст / Г. И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 176 с.
9. Конфликтология: учебник Текст/ под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 2016. – 448 с.
10. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
11. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: учебное пособие Текст / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
12. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации Текст /У. Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
13. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии Текст / Л.А. Петровская; под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: МГУ, 2011. – 311 с.
14. Пирен, М. И. Конфликтология: учебник Текст / М. И. Пирен. – М.: МАУП, 2003. – 360 с.
15. Самыгин, С.И. Психология управления: учебное пособие Текст /С.И. Самыгин, Л. Д.Столяренко– Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 270 с.
16. Скотт, Д.Г. Конфликты пути их преодоления Текст /Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2011. – 191 с
17. Финькевич, Л.В. Конфликтология. Учебно-методическое пособие Текст /Л.В. Финькевич. – Минск: БГПУ, 2012. - 32 с.
18. Цурюпа, Н. В. Основы конфликтологии и теории переговоров: учебное пособие Текст / Н. В. Цурюпа. – М.: Кондор. 2004. – 172 с.
19. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров Текст / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
20. Шкиль, А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива Текст / А. И. Шкиль. – М.: Наука, 2013. – 152 с.