Фрагмент для ознакомления
2
Разработайте содержание научно-практической конференции по теме «Диалог с педагогами 20-х годов»
Прошло 100 лет с момента проведения радикальной и творческой реформы отечественной педагогики 20-х гг. XX в., но анализ основополагающих документов, концепции и структуры Федеральной программы развития образования в России, определяющих политику в сфере образования, выявляет те положения и принципы, основы которых были заложены в то время. Созданный тогда научно-теоретический и программно-методический потенциал до сих пор используется в современной системе образования.
20-е гг. прошлого века, несомненно, можно назвать прогрессивным периодом, связанным с формированием новых философских и психологических основ педагогической теории, несмотря на то, что разработка содержания общего среднего образования осуществлялась в рамках классовых и партийных интересов. Тем не менее, это время зарождения экспериментальной педагогики, которая была способна интегрировать философское психологическое и педагогическое знание.
Одним из выдающихся деятелей народного образования этого периода был педагог, психолог, философ Павел Петрович Блонский, в 1915—1917 гг. обосновавший новую философию образования — педагогику развития личности. Этот принцип становится основополагающим в трудах Павла Петровича. Разработки в этом направлении актуальны сегодня, когда педагогика все отчетливее получает личностно ориентированную направленность и призвана удовлетворить в первую очередь дифференцированные образовательные запросы личности. Рисуя образ школы будущего, Блонский был убежден, что она должна создавать «творца новой человеческой жизни посредством организации его самовоспитания и самообразования».
Вклад П.П.Блонского в отечественную педагогику непосредственно связан с его работами, направленными на подготовку реформы системы образования, первоочередными задачами которой он считал научное обоснование проблем воспитания и развитие личности. Заслугой Блонского являются первые составленные им руководства по педагогике. Решительно выступая с критикой старой школы, Павел Петрович боролся за то, чтобы в новой школе нравственность и воспитание носили светский характер. Он высоко оценил искусство как средство развития познавательных способностей ребенка, как орудие формирования его духовного облика, высоких идеалов и эстетического отношения к действительности. П. П. Блонский предлагал реорганизовать систему образования на принципах «народной школы», которая «должна быть местом воспитания народных масс и дать им то, самое необходимое для России, что не может дать ни семья, ни окружающая среда». Он считал, что всякая школа, кроме высшей в любое время должна иметь одну и ту же цель — воспитание человека как человека. Образование на принципах «народной школы» и трудового воспитания отражает во многом немаловажный принцип современного образовательного процесса — массовость и общедоступность того уровня образования, которое в наибольшей мере соответствует индивидуальным интересам, способностям и возможностям личности.
Ставилась Блонским и актуальная сегодня проблема общественно-государственного механизма управления образованием. Блонский выступал новатором, критикуя проекты реформы, основанные либо на патриархальном семейном воспитании (дети — собственность родителей и те делают с ними что хотят), либо на общественном воспитании, базировавшемся на принципе, что дети представляют собой собственность государства. Блонский предлагал третий вариант: родители, материально обеспеченные государством и ответственные перед обществом, являются воспитателями своих детей.
Взгляды Блонского на демократизацию образовательного процесса (он неоднократно пытался доказать необходимость участия родителей в педагогических советах) жестко критиковались и осуждались учительской общественностью, которая горой стояла за «автономию учителя в школе», где якобы только учителя компетентны в ее делах. И в этой ситуации П. П. Блонский не только не видел какой-либо реформы образования, но и воспринимал подобные явления как настроения «беречь старую школу». Во многом эта позиция объясняется тем, что учительская общественность оказалась в замешательстве: перед ними поставили задачу строить новую школу, но какова она, эта новая школа, им не сказали. Поэтому, как считал Блонский, «вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно внимательных детей создается трудовая школа активных детей и внимательного учителя».
Важнейшие положения этой организации включали в себя: творчески-преобразующий подход к определению направленности учебно-воспитательного процесса; приоритетность средств познавательной деятельности исследовательского характера над материальной стороной содержания образования; субъект-субъектные отношения педагога и воспитанника; трактовку различных видов и форм трудовой деятельности как ведущего фактора интеграции содержания образования.
Актуален заключенный в программах ГУСа опыт создания дифференцированных программ по отношению к разнообразным типам школ (ФЗС, ШКМ, рабфаки, общеобразовательная городская и сельская), учитывающих местную и национальную специфику, насыщающих образовательный материал мировоззренческими и краеведческими знаниями. Концепция нового содержания образования получила свое воплощение в школьных программах 1922—1927 гг. Автором многих из них, в частности программы для первой ступени обучения и методических руководств для работы с ней в первом классе, являлся П. П. Блонский, который стоял у истоков ГУСа.
Крайне вредным и дилетантским считал Блонский лозунг «Школа должна учить жизни!» и называл его «великой педагогической ложью». Будучи философом и психологом, он утверждал, что «и с точки зрения психологии, и с точки зрения социального идеала, и с точки зрения сущности профессий данного века надо воспитывать ребенка как ребенка и давать ему то, что ему нужно для теперешней, а не будущей жизни».
Говоря о необходимости гармоничного сочетания различных воздействий, обеспечивающих полноценное умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие подрастающих поколений, П. П. Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Содержание обучения в политехнической школе он мыслил как синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, направленного в конечном счете на формирование четкого философского мировоззрения. Блонский считал, что образование только тогда достигнет своей цели, когда оно будет базироваться на закономерностях возрастного развития, согласовываться с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников. Эти взгляды нашли отражение в работах ученого по педологии.
В современной педагогике, с одной стороны, возникает необходимость в получении наиболее полного, комплексного знания о ребенке. В данной ситуации воспроизведение и переосмысление опыта педологии как интегрированной науки, изучающей возрастное развитие детей в целях их обучения и воспитания, приобретает важнейшее значение. С другой стороны, налицо неспособность обеспечить педагогическую практику специалистами, владеющими этим знанием, которое лишь частично развивается в современной педагогике как синтетически-антропологическое течение, исследующее многофакторность индивидуального развития человека.
В современных условиях педагогика, психология, физиология, биология далеко шагнули вперед в своем развитии. Однако комплексное изучение ребенка до сих пор должным образом не организовано. Исследования П. П. Блонского в этом отношении представляют несомненную ценность. Многое из того, о чем он в 20—30-х гг. ХХ в. мог только мечтать, становится реальностью.
Так, А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему воспитания трудных детей в коллективе и через коллектив. А.С. Макаренко глубоко обосновал воспитательные возможности коллектива, разработал содержание его деятельности и принципы организации: закон движения коллектива (движение – это форма жизни коллектива, остановка – его смерть), систему перспективных линий (близкая, средняя, далекая), гласности, ответственную зависимость, принцип параллельного действия (воздействия на личность воспитателя, актива и всего коллектива).
В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процесса воспитания и образования. Воспитание, по Сухомлинскому, это гармония социального врастания человека в общество, гуманизма и индивидуального подхода. Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, их идеалов, интересов, мыслей, переживаний. В воспитание он включил этические категории – долг, честь, достоинство, добро, справедливость и свободу.
Сухомлинский ввел такое понятие, как «воспитываемость» - то есть способность человека быть воспитанным. Далеко не каждый ребенок, по мнению Сухомлинского, этим качеством обладает. Сухомлинский демонстрировал пути и средства повышения уровня воспитуемости через снятие «толстокожести», поэтапно развивая умения чувствовать красоту природы, слова, музыки, живописи и др. видов искусства.
Мы и сейчас пользуемся фундаментальным педагогическим наследием, оставленным педагогами 20 – х г.
Что-то ушло в историю, но многое до сих пор не потеряло своей актуальности и может быть реализовано в педагогической практике.
2. Разработайте содержание дебатов «Право на образование и равенство прав в образовании»
- Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека. Что конкретно это значит?
Почему право на образование считается основным правом человека?
Право на образование является основополагающим правом человека, от которого во многом зависит реализация других прав.
Каким образом обеспечивается право на образование?
Право на образование обеспечивается в соответствии с международными нормативными актами, с одной стороны, и политическими обязательствами национальных правительств, с другой стороны. Защита права на образование опирается на прочную основу международных конвенций и договоров, ратификация которых налагает на государства обязанность по соблюдению, защите и осуществлению этого права.
- Равенство образовательных возможностей — широко известный принцип деятельности практически во всех государствах мира. Сомневаться в его верности бессмысленно. Он действует и у нас в стране. Но вот претензии к его осуществлению рядовых граждан остаются. «2000 лет назад Конфуций выдвинул идею «равенство всех перед образованием», провозгласив равные права каждого человека на получение образования. Образование тесно связано с судьбой страны и народа, поэтому каждый человек должен иметь справедливые шансы на получение образования».
История человечества всегда сопровождалась поиском справедливости. «Равенство образовательных возможностей» — один из этапов этого поиска. Однако, такое равенство лишь необходимое, но недостаточное условие возможности добиться реальных успехов жизнедеятельности. «Концепция построения системы образования, которая обеспечивает равенство возможностей его получения любым желающим и осваивающим его гражданам, определяет уровень образования,