Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из важнейших особенностей чеховского таланта в том и состоит, что он сумел достичь гармонического равновесия между нужным и прекрасным, бытовыми бытийным, между прозой жизни и языком поэзии.
А. П. Чехов не только отразил в подробностях жизни вечные ее законы, он прозу повседневности, непременное человеческое обиталище, пока-зал так, что «чеховское» в ней запечатлелось раз и навсегда.
Никто из писателей, обращавшихся к «прозе жизни», не обошелся без чеховского опыта. От этого опыта можно отталкиваться, можно его отвергать, как это делали, скажем, А. Ахматова или И. Бродский, но слишком многое в нашей жизни описано А. П. Чеховым, и от этого никуда не уйти.
Недаром сами ниспровергатели, порой того не сознавая, использовали чеховский художественный язык, а современный нам литературный и кинематографический постмодернизм без А. П. Чехова и вовсе не может обойтись.
1 Общая характеристика жанров произведений А. П. Чехова
Одна из самых точных и емких характеристик чеховского творчества принадлежит Льву Толстому: «Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна или прекрасна» . В этой фразе поистине объято необъятное, «схвачено» главное в творчестве А. П. Чехова: и тайна подтекста, и загадка лаконизма, и законы чеховской эстетики (научным аналогом толстовского афоризма стала концепция «двух моделей мира писателя», предложенная А. Чудаковым ).
3
Понять Чехова — значит, прежде всего, объяснить, благодаря чему его творчество приобрело всемирное и все возрастающее признание. Выросшие на традициях русской драматургии, именно его пьесы идут на сценах театров всех континентов. Его называют ответственным за все последующее развитие мирового театра.
Проза Чехова (которую многие, в том числе Л. Толстой, И. Бунин, В. Маяковский, ставили выше его драматических сочинений) признана непревзойденной крупнейшими художниками XX в. Этот универсализм и непреходящую актуальность чеховского творчества можно объяснить не только новизной литературной техники и завоеваниями в искусстве слова. Оно чисто по-человечески выраженными в нем чувствами и мыслями захватывает любого человека в любую эпоху.
2 Особенности жанров ранних произведений А. П. Чехова
Первая пьеса Чехова, написанная в традициях русской прозы и драматургии, построена как проблемное произведение о современном человеке. Уже это говорит об уровне амбиций юного автора: он отдает себе отчет в назначении и авторитете русского писателя и хочет сразу войти в круг властителей дум.
Главного героя, провинциального учителя Михаила Платонова, наперебой характеризуют окружающие. Для женщин он — «милый пустослов», «оригинал Платонов». Мужчины дают ему иные характеристики: «испорченный человек», «оригинальный негодяй», «человек не из мелко плавающих, малый развитой и слишком нескучный » Немало и автохарактеристик Платонова: «Я слабость, страшная слабость »; «Нет ничего во мне такого, за что можно было бы ухватиться, нет ничего такого, за что можно было бы уважать и любить». В своих монологах Платонов вершит суд над собой и окружающими. Можно говорить о повышенном литературном фоне пьесы. Литературные параллели призваны особенно подчеркнуть сложность характера героя: он из «современных Чацких», «на Гамлета похож», особенно часто — «Дон Жуан», наконец, «герой лучшего, еще, к сожалению, не написанного современного романа». Современный человек, познавший жизнь в сравнительно молодые годы, знающий ей цену и уставший от нее, умный, дерзкий в обращении с женщинами, нравящийся им и скучающий с ними, Платонов стенает и мечется во многом оттого, что запутался в своих отношениях с женщинами — каждая из них со своими запросами и своим пониманием героя (эта пружина внешнего действия перейдет и в следующую пьесу, в «Иванова»). Но юный драматург выступил в своей пьесе законным наследником великой литературы. Его уездный Дон Жуан тяготится не просто запутанностью личных проблем.
В монологах Платонова звучит традиционная, но для того времени актуальная насмешка «обманутого сына» над идейно и нравственно промотавшимися отцами, выражается духовное томление одного из чутких представителей целого поколения, ощущающего себя как поколение потерянное. «Болезни Платонова» придано и это, идейное-общественное измерение. В юношеской пьесе Чехова поражает обилие живых, узнаваемых характеров, в ней чувствуется знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений. Но самостоятельность пьесы, стремившейся показать «современное состояние нашего общества», присутствует в ней, скорее, потенциально. Материал пока не охвачен всеорганизующей авторской концепцией, ля которой была бы найдена соответствующая драматургическая форма. Соединяя разные жанровые приметы — бытовой пьесы, комедии нравов, мелодрамы, идеологических диалогов, — «Платонов» еще не предстает единой органичной структурой. Хотя в этой драме уже угадываются
4
многие мотивы, прошедшие потом через все творчество Чехова, однако пьеса чрезвычайно велика по объему (сыграть ее полностью за один спектакль невозможно) и наполнена внешними эффектами. Посланная ведущей актрисе Малого театра М.Н. Ермоловой, она была возвращена автору. Опубликовал ее лишь в 1923 г. Н.Ф. Бельчиков.
И всех элементов раннего творчества А. П. Чехова состав жанров является наиболее изученным. Огромное количество исследователей оставляли свои замечания по поводу специфики юмористических рассказов, сценок писателя.
Одновременно с этим, одна из основных тем остается следующей – это неопределённость состава жанров, зыбкость границ между разными жанрами и журналах юмористического содержания и газетах. Поэтому сами авторы часто интегрировано называют свои сценки, юмористические рассказы «фельеотнами».
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Часто рассказы Чехова называют новеллами. Часто предлагают называть ранние рассказы Чехова комическими новеллами, а поздние – сатирическими рассказами. Основания для этого есть. Новелла является более динамичным жанром. В новелле важен сюжет, событие. Важен не столько сюжет, сколько событие, взгляд автора на событие. Для новеллы специфично внимание к поведению геров, время. Новелла нацелена на результат, она не может закончиться «ничем». Поэтому новеллы динамичны. Поздние же рассказы Чехова больше подходят под определение жанра «сатирический рассказ».
И всех элементов раннего творчества А. П. Чехова состав жанров является наиболее изученным. Огромное количество исследователей оставляли свои замечания по поводу специфики юмористических рассказов, сценок писателя.