Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Если говорить про отличия между индивидом и личностью, то следует сказать, что индивидом является человек, взятый как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс». Личностью называется социальная трактовка индивида, которая включает в себя обретение им совокупности социокультурных ролей и связанная с набором ценностных ориентаций. Личность связана с врожденными качествами человека, развитыми и приобретенными в обществе. Это также и совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Когда мы говорим об индивидуальности, то предполагаем культурологическое видение индивида, при котором акцент делается на неповторимость, оригинальность, незаменимость индивида .
1 Общая характеристика типологии персонажей Ф. М. Достоевского
Рассмотрим типологию персонажей у Ф. Д. Достоевского.
1 Герои, устремление которых ограничиваются только материальными вещами. Это Петр Лужин, Ламберт, Федор Карамазов, Черт (который видел Христа, но не знает сейчас, есть ли он) и др.;
2 Герои, которые не приспособлены к действительности, это «романтики», «дураки-романтики».
2 Герой-идеолог в романах Ф. М. Достоевского
3
В 1864 году Ф. Достоевский публикует повесть «Записки из подполья». Данное произведение предваряет цикл его философских романов.
«Подпольный человек» Достоевского представляет собой первое экзистенциальное направление в мировой литературе. На основе безрадостной личной позиции автор приходит к тому, что можно доказать абсурдность мира, можно противопоставить его концепциям Просвещения и прогрессу истории.
В первой части «Записок» представляется изложение философских и этических точек зрения «подпольного». Его важным постулатом является отрицание решающей роли разума, рассудка в человеческой жизни, объявление рационализма несостоятельной жизненной концепцией. В этом произведении основной герой – это идеолог и философ. И с этого момента такой герой становится основной фигурой романов Ф. Достоевского. Важная сюжетная коллизия его следующих трудов будет, как и в «Записках», демонстрировать проверку героем своей точки зрения, будет производиться столкновение этой идеи с живой жизнью .
В «Преступлении и наказании» сюжетной тайной является не имя убийцы, а мотивы преступления. Сначала мы видим, что Раскольников убивает под влиянием внешних гнетущих факторов. Но после разговора со следователем выясняется, что герой – это автор статьи, который обосновывает право необыкновенных людей переступать через кровь, применяя в аргумент совесть. Основным мотивом преступления является субъективность, проверка своей принадлежности к Наполеонам.
Оба мотива проникают в идею героя. Последняя не представляется однозначной. У героев Достоевского идея стала основным показателем их статуса в обществе. В конце романа герой понимает, что его съедает гордыня. Конфликт в романе базируется на противоречии, которое выносится в заглавие книги. Преступление сталкивается с наказанием, рацио конфликтует с голосом сердца. Большая часть книги отводится описанию наказанию. Это наказание внутренней, самоказнь.
3 Детские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
Детские образы занимают важное и приоритетное место в творчестве многих писателей России. Но особенно важное значение занимает детская тема в творчестве Ф. М. Достоевского. Автор чаще других классиков нашей страны обращается к детям и в его произведениях мы находим огромное количество детских образов. Это придает особую специфику его произведениям. Именно любовь к детям и понимание, как они и чем живут, понимание их характеров, ценностей, чувств дает возможность вести рассказ Ф. М. Достоевскому о детской судьбе того времени, о характере детей того времени. И это, безусловно, интересно читателю всех времен.
Ю. Ф. Карякин справедливо отмечает: «найти «в человеке человека» для Достоевского значит, помимо всего прочего, еще и найти в нем ребенка» . Отсюда и восторг рассказчика в «Записках из Мертвого дома», наблюдающего за реакцией зрителей-каторжан на представление народного театра: «Что за странный отблеск детской радости, милого, чистого удовольствия сиял на этих изборожденных, клейменых лбах и щеках, в этих взглядах людей, доселе мрачных и угрюмых, в этих глазах, сверкавших иногда страшным jгнем!? По Достоевскому, человек будет достоин «золотого века», когда вновь станет ребенком. Эта концепция соотносима с евангельским «будьте, как дети» .
Исследователи отмечали ведущие черты образа ребенка Христа в апокрифических- евангелиях и духовных стихах. Так, И. Я. Порфирьев писал: «По сказанию канонических-евангелий Иисус Христос
4
детство свое провел в уничижении; апокрифические евангелия самое уничижение представляют только, кажущимся и стараются доказать, что его божественное достоинство постоянно и ясно обнаруживалось»
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
1 Типология персонажей у Ф. Д. Достоевского:
1 Герои, устремление которых ограничиваются только материальными вещами. Это Петр Лужин, Ламберт, Федор Карамазов, Черт (который видел Христа, но не знает сейчас, есть ли он) и др.;
2 Герои, которые не приспособлены к действительности, это «романтики», «дураки-романтики».
3 Герои, которые отличаются масштабностью, уважающие свой идеал и честны в своей душе.
4 Герои, понимающие, что собой представляет идеал, но они к нему не стремятся и погрязают в реальности и быту. Это Свидригайлов, Ставрогин. В данных героях происходит разделение воли и мысли. Эти герои этически беспринципны. Например, это Версилов как отражение действительности.
5 Герои, нацеленные на преодоление расколотости мира. Например, это Раскольников и Соня (финал «Преступления и наказания»), князь Мышкин («Идиот»), Зосима, Алеша («Братья Карамазовы»).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 424 с.
2) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — 320 с.
3) Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. – Л., 1981. Т. 22.
4) Захаров В.Н. О христианском значении идеи творчества Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах, № 2. — СПб., 1994. — 230 с. — С. 5-14.
5) Захаров В.Н. Умиление как категория поэтики Достоевского // Celebrating Creativity. Essays in honour of jostein Brothers / Ed. By Knut Andreas Grimstad and Ingunn Lunde. — University of Bergen, 1997. C. 237-255.
6) Иванов В.В. Христианские традиции в творчестве Достоевского: дис. докт. филол.наук. Петрозаводск, 2004. - 430 с.
7) Иванов В. В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XIII XIX веков. -Петрозаводск: Изд. Петрозаводского ун-та, 1994. - С.67-101.
8) Карякин Ю. Ф. Достоевский: всё – «дитё»//Наука и религия, 1971. - № 10. – С. 50.
9) Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. — М.: «Наследие», 1996. - 335 с.
5
10) Касаткина Т.А. Взаимоотношения человека с природой в христианском миросозерцании Достоевского // XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества: материалы междунар. конф. — М.: ИД «Грааль», 2002. С. 304-313.
11) Миллер О. Дети в сочинениях Ф. М. Достоевского//Миллер О. Русские писатели после Гоголя. – М., Т.1.
12) Минералов Ю. И. История русской литературы ХIХ века (40-60-е годы); Высшая школа - Москва, 2016. – С. 207