Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) – один из наиболее значимых писателей в русской литературе девятнадцатого века, внесший значительный вклад в развитие русской литературы.
Картина современной жизни в произведениях Тургенева представлена романтичной, овеянной верой в творчество, в любовь и в искусство. Тургенев был убежден в том, что литература помогает обществу в его движении и развитии с идеологической и исторической точки зрения. Творчество Тургенева во многом стало новым в русской литературе.
Его ценность не измерить, но, несомненно, творчество Ивана Сергеевича Тургенева – одно из самых значимых явлений в русской литературе. К новшествам, созданным этим автором, можно отнести:
1 Особенности романов Тургенева
Известный российский литературовед В. А. Недзвецкий, сопоставляя отечественный классический роман с романным эпосом Западной Европы, назвал его онтологическим. Под онтологическим романом он подразумевал роман особого типа, в котором социально-бытовые проблемы рассматриваются «через бытийные основы, драмы и чаяния человека и человечества» . Действительно, в романах И. А. Гончарова, И. А. Тургенева, Ф. М. Достоевского всегда проблемы текущей жизни, личные, частные рассматривались с позиций общенациональных, общечеловеческих, говорилось ли в них о любви, счастье, сущности искусства или о смысле индивидуального бытия человека.
Подойдя к написанию своего первого романа, И. С. Тургенев оказался перед трудной задачей, связанной с организацией его сюжета и выстраиванием художественного пространства. Опыт отечественной литературы в создании реалистического романа был весьма небольшой, всего два произведения: «Кто виноват?» А. И. Герцена и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова. Но оба они не могли быть образцом для Тургенева.
2 Образ русского человека в произведениях Тургенева
Бесспорна ключевая роль Тургенева в истории русско-европейских связей. Он фактически был первым, кого западный мир узнал как русского писателя. И по сей день Тургенев представляется «более европейским», чем, например, Ф. М. Достоевский или И. А. Гончаров. Тургеневская манера письма, новеллистическая ясность романов и повестей, укорененность в западной культуре, как он сам шутливо говорил, обращение к мировым художественным типам (Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др.) — все это делает Тургенева «своим» для европейского читателя.
Однако есть для западного человека в Тургеневе и что-то неуловимо и оригинально русское: не случайно своим французским знакомым, Ги де Мопассану, например, он напоминал русского богатыря Потока. А в его наследии, как художественном, так и эпистолярно-публицистическом, всегда присутствовала мысль о том, что такое есть русский человек и чем он примечателен в едином семействе европейских народов. Об этом же свидетельствуют и многочисленные мемуаристы.
3 Женские образы в произведениях Тургенева
Как известно, Тургенев ввел в литературу новый женский образ–поэтический образ «тургеневской девушки»: Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой идр.
Рассмотрим Лизу Калитину. Конечно, этот образ «тургеневской девушки» анализировался исследователями не раз. Но сам нередко воспринимаемый как «странный» автор И. С. Тургенев сделал созданный им образ Лизы едва ли не главной «загадкой» романа «Дворянское гнездо». Так, Д. Андреев утверждал, что «характер Лизы Калитиной до сих пор не оценен по заслугам» .
Для создания образа Лизы автор использует обширный лексический арсенал, который указывает на особенности внешнего облика, специфичность речевой манеры героини, линию поведения, отношение к людям, а также показывает ее загадочный внутренний мир. Образ Лизы привлекал автора, он с особой тщательностью подбирал материал для его построения. В декабре 1857 года И. С. Тургенев поделился своими планами с графиней Е. Е. Ламберт: «Я теперь занят… повестью, главное лицо которой — девушка, существо религиозное. Я был приведен к этому лицу наблюдениями над русской жизнью; не скрываю себе трудности моей задачи, но не могу отклонить ее от себя. Эту повесть я надеюсь прочесть Вам зимой… потому что Вы мне можете сказать очень много дельного и полезного» [письмо от 22 декабря 1857 года, Рим] . Переписка И. С. Тургенева с графиней Е. Е. Ламберт приравнивалась в его сознании к процессу художественного творчества. В письмах корреспондентов друг другу высказано много интересных и глубоких мыслей о личном счастье и долге человека, о любви и верности, о красоте человеческих взаимоотношений .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Эксмо, 2016.
2) Кнабе Г. С. Тургенев, античное наследие и истина либерализма // Вопросы литературы. 2005. № 1. С. 84–110.
3) Мемуары Тургенева// http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/
4) Недзвецкий В. А. Шестнадцать шедевров русской литературы. М.: МГУ, 2014. С. 17.
5) Пахомова А. Е. Молодые тургеневеды о Тургеневе // Сб. статей. М., 2006. С. 35–47.
6) Пустовойт П. Г. В поисках гармонии (И. С. Тургенев — художник слова). Филологические науки. 1996. № 1. С. 35–45.
7) Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М.: Наука, 1978–1986. Письма: В 18 т.
8) Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Тургенев И. С. Избранные сочинения. М., 1987.