Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лев Николаевич Толстой – классик русской литературы, великий писатель, номинант Нобелевской премии, мыслитель и просветитель. Жизненные взгляды Л. Толстого положили начало новому движению – «толстовству», а его произведения известны по всему миру. Еще при жизни Толстой осуществил огромный вклад в развитие русского и мирового реализма.
1 Особенности творчества Л. Толстого
Если взять статьи Л. Толстого об искусстве, то в них сквозной нитью проходит тема социума. Автор говорит о том, что наука и искусство являются службой для небольшого числа людей. Значит, все классические произведения являются «лакомым кусочком» для голодных. Л. Толстой полагал, что когда жизнь общества создается на начале любви, братства – наука и искусство начинают служить всему обществу. Данное понимание дает взглянуть на статьи и творчество Л. Толстого с другой грани.
Произведения Толстого всегда представляют собой поиск истины и поиски Божественного. Любое произведение Л. Толстого – раннее или позднее – ведет человека к Богу.
Рассмотрим, для примера, пьесы Л. Толстого. В них всегда ставится тема добра и зла, в соотнесении «светлого» и «темного» в личности. Даже в названии это проскальзывает: «Власть
3
тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1889), «И свет во тьме светит» (1890—1900). Первая и третья пьесы представляют собой цитаты из Евангелие.
Попытка преодолеть тьму светом представляет собой не только движение в пьесах Толстого. Во «Власти тьмы» автор ставить еще задачу – продемонстрировать зрителю то, как важно задуматься о себе.
2 Замысел «Войны и мира»
Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвящает 7 лет своего напряженного и упорного труда. О том, как писалось данное произведение, говорят рукописи «Войны и мира». В архиве писателя сохранилось более чем 5200 мелко исписанных листков. По данным листам можно проследить всю историю создания и написания романа.
Изначально автор задумал написать роман о декабристе, который возвращается после тридцатилетней ссылки в Сибири.
Действие романа разворачивалось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. После Л. Толстой пересмотрел свою идею и перешел к 1825 году, восстанию декабристов. Но после автор оставил писать. Он решил показать молодость своего героя, которая совпала с грозной порой Отечественной войны 1812 года. Но на этом автор не останавливается. Так как война 1812 года была в связи с 1805 годом, то все произведение он начинает с этого времени. Он переноси начало действия своего произведения на пятьдесят лет назад вглубь истории. Толстой решает провести через важные для России события не одного, а многих героев.
Замысел своего романа Л. Толстой называл «Три поры». Первой порой является начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, которые прошли через Отечественную войну 1812 года.
Следующим временем является 20-е годы. Это – восстание 14 декабря 1825 года. Следующее – это 50-е годы, неудачный для русской армии и коней Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение и ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Но в процессе написания Л. Толстой сужает границы своего замысла и концентрирует внимание на первой поре, касаясь лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком понимании произведения замысел оставался глобальным и требовал от Л. Толстого высокого напряжения.
3 Народный дух в «Войне и мире»
Роман Толстого «Война и мир» чрезвычайно близок народному духу. Уловить и передать этот дух было сознательным усилием Толстого. Толстой, конечно, не старался приблизить свой роман к сказке, скорее наоборот, он создавал нарратив, непохожий на всех известных жанровом и во всех других отношений, но как раз этот народный дух, если разобрать его морфологически, сближает его роман со сказкой. При этом надо подчеркнуть, что возможность разглядеть сказку в сюжете, в персонажах, в композиции и во всей своеобразной философии (или идеологии) произведения является не упрощением романа, а как раз наоборот – гарантом его качества. Это значит, что автором, создавшим высокохудожественное произведение, как раз владели те могучие силы коллективного подсознательного, о которых так много говорил К. Г. Юнг, разъясняя тайну гениального художника.
4
С другой стороны, история создания «Войны и мира» в сжатом виде повторяет историю литературы. Когда 1863 г. Толстой в своей школе для крестьян начал преподавать историю, то скоро обнаружил, что детей совсем не волнует война 1812 года. И только когда учитель историю этих времен стал излагать как сказку (с положительными и отрицательными героями, как столкновение добра со злом), у детей появился живой и увлекающий интерес. Втянувшись в это дело серьезно, Толстой сочинил и сказку для серьезных детей, т. е. для взрослых. Сказочный сюжет «Войны и мира» можно изложить в одном предложении. Главный герой романа Пьер Безухов, являясь третьим братом «дурачком» по сравнению с окружающими его блестящими военными (Болконским, Курагиным, Денисовым, Долоховым и другими), получает, ничего особенного не сделав, полцарства (состояние старого графа Безухова) и саму принцессу России – Наташу Ростову. Через испытания и чрезвычайные опасности, которые и создают напряжённость сюжета, проходят главные персонажи романа, имеющего несколько сюжетных линий. Андрею, своеобразному брату Пьера по интенсивности исканий, приходится перенести, пожалуй, самую тяжёлую ношу испытаний в романе. Однако он совершает непростительную, с точки зрения теории Толстого, ошибку, повиновавшись отцу (находясь на смертном одре, он сам это понимает), а не потоку жизни, исходящему от любящей «живой» Наташи, и жестоко карается, но как всё-таки любимый персонаж, награждается познанием великого бытия (сцена после Аустерлица) и полною чашей мистерии смерти, явления, особенно важного в жизненной философии Толстого. Пьер все больше узнает жизнь, которую он любит и к которой стремится, Андрей познает смерть, её величие. Об отстраненности Андрея от этой суетной жизни мы знаем с первого его появления в начале романа (вечер у госпожи Шерер).
3 Речевые стратегии в «Войне и мир»
Глубокий психологизм прозы Л. Н. Толстого, несомненно, стал одной из причин непреходящего интереса читателей разных стран и эпох к его творчеству. В литературоведении давно появился и закрепился термин «диалектика души», обозначающий толстовский метод детального изображения того, как зарождаются и изменяются мысли, чувства, настроения человека.
Заключение
Произведения Толстого всегда представляют собой поиск истины и поиски Божественного. Любое произведение Л. Толстого – раннее или позднее – ведет человека к Богу.
Все творчество Л. Толстого – это философская и нравственная проблематика. Основным объектом познания для автора является жизнь души человека. Автор исследует социальные противоречия современной ему реальности, демонстрирует с позиций нравственности патриархального крестьянства. Одной из кардинальных тем его творчества является совершенствование личности, возрождение человека и социума.
Второе свойство произведений Л. Толстого – это чуткость к историческому движению и развитию. Толстой исследовал психологию войны, проявление сознания патриота («Севастопольские рассказы», «Война и мир»).
Все произведения содержат «народную мысль». Народ в его творчестве – основная, фундаментальная историческая сила, хранитель духовных ценностей. На позиции крестьянства
5
писатель переходит к началу 1880 гг. И следует морально-дидактическое творчество для воспитания народа.
В начале своей работы «Война и мир» Л. Толстой понял, что обычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все многообразие задуманного им содержания. Он начал искать новую художественную форму, хотел создать литературное произведение необычного типа. «Война и мир» получилось не поэмой, романом-эпопеей, новым жанром прозы, который после автора получает широкое применение в литературе.
Первый год работы Толстой напряженно трудится над началом своего произведения. Как полагал сам автор, огромное количество раз он начинал и бросал писать книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней то, что ему хотелось. В архиве хранится 15 вариантов начала романа. В основе замысла был глубокий интерес автора к самой истории, к вопросам философии, политики и социума. Роман писался в обстановке эмоционального накала вокруг основного вопроса того времени – роли народа в истории страны, о его судьбе.