- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Уровень глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Готовые работы
- Контрольная работа
- Уголовный процесс
Контрольная работа
Хотите заказать работу на тему "Уровень глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"?83 страницы
63 источника
Добавлена 14.07.2021 Опубликовано: studservis
790 ₽
1580 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Лингвистические основы глагольного словаря 6
1.2 Закономерности формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 14
1.3. Характеристика общего недоразвития речи. Особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 16
Особенности развития детей с ОНР ІІІ уровня раскрыта в работах Л.С. Цветковой, Е.М. Мастюсовой, Н.А. Чевелевой, Г.С. Сергеевой, Г.С. Гуменной, В.П. Глухова. 17
1.4 Программно-методическое обеспечение организации коррекционного воздействия при нарушении в формировании глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 22
1.5 Демонстрация наглядного материала, как средство коррекции глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Исследование уровня глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 30
2.2 Результаты изучения уровня развития глагольного словаря у старших дошкольника с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития и у дошкольника с умственной усталостью 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Программа экспериментальной работы по коррекции нарушений глагольного словаря у старших дошкольников с умственной отсталостью и у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на логопедических занятиях 44
3.2. Коррекция глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 52
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Фрагмент для ознакомления 2
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Она выполняет коммуникативную, интеллектуальную, индикативную и сигникативную функции.
Нормальное развитие речи без нарушений зависит от развития фонематического слуха и формирования навыков произнесения фонем родного языка; от овладения словарным запасом и правилами синтаксиса; и от овладения смысловой стороной речи.
Согласно статистике, в последнее время, возросло число детей с нарушением речи.
Нарушение речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретению знаний.
Важной частью языковой системы выступает лексика. Одним из критериев развитой речи является богатство глагольного словаря.
Овладения чтением, письмом и счетом тесно связано с уровнем сформированности лексической системы языка.
Современная логопедия уделяет особое внимание формированию словарного запаса у детей с различными речевыми нарушениями.
В последнее время специалисты в области дефектологии уделяют особое внимание методикам выявления и коррекции словарного запаса ребенка, в частности глагольного словаря.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения.
Специалисты в области дефектологии полагают, что старший дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития и коррекции речи.
Следует отметить, что в последнее десятилетие исследованию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР различных типов уделяется внимание, но полученных данных для выработки эффективных коррекционных методик недостаточно.
Теоретическую базу исследований в данной области составили труды Р.И.Лалаевой, Е.Ф.Соботовича, В.А.Ковшикова, Л.Б.Халиловой, Г.С.Гуменной, Г.В.Бабиной и др.
В последние годы возросло количество детей с патологиями развития. Наиболее распространенным у детей старшего дошкольного возраста является общее нарушение речи (ОНР), в особенности с общим недоразвитием речи III уровня.
Р.Е. Левина полагает, что у дошкольников с ОНР III уровня на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточность употребления многих лексических значений. Лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, в том числе и глаголов.
Другие исследователи (Жукова Н.С., Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская) в своих работах отмечают небольшой объем глагольного словаря и его различие в активном и пассивном плане.
Г.А. Волкова считает необходимым у детей с ОНР формировать предикативный словарь, так как предикат отражает отно¬шение объекта к действительности.
Все исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить коррекционную работу.
Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня, является актуальной, так как мало исследована и имеющиеся данные требует уточнения и дополнения.
Наряду с малым объемом глагольного словаря, неточным употреблением и пониманием слов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня выявляются структурные и функциональные изменения значений слов. Уточнение структуры слова повышает эффективность коррекционного воздействия.
Нарушения глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР проявляются как в количественных, так и в качественных особенностях лексики.
Анализ глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня помогает определить недоразвитие структуры значения слов.
При проведении коррекционной работы логопеда учет функциональных изменений семантической структуры слова способствует совершенствованию процесса формирования лексической системности и закреплению парадигматических связей слов.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные методики формирования и коррекции глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III типа.
Гипотеза исследования: коррекция глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития будет эффективнее проходить при введении в экспериментальную работу демонстрации наглядного материала
Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:
• рассмотреть лингвистические основы глагольного словаря;
• выявить закономерности формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе;
• рассмотреть ОНР трех типов;
• выявить особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития;
• исследовать программно-методическое обеспечение организации коррекционного воздействия при нарушении в формировании глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития;
• проанализировать как влияет демонстрация наглядного материала на коррекции глагольного словаря у исследуемой группы;
• применить на практике демонстрацию наглядного материала для коррекции глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития и у старших дошкольников с умственной отсталостью и проанализировать результаты проделанной работы;
Объект нашего исследования – особенности пассивного и активного глагольного словаря; словообразование и словоизменение форм глагола у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования – методики и приемы коррекции глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследований: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, статистический метод, количественный и качественный анализ.
Актуальность исследования обусловлена небольшим объемом глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III типа, и неумением использовать различные грамматические формы глагола.
Структура работы включает в себя введение, три главы, выводы по каждой из глав, заключение, список использованной литературы, приложение и ключевые понятия исследования. Список литературы содержит более 60 авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Лингвистические основы глагольного словаря
Прежде чем рассмотрим лингвистические основы глагольного словаря, остановимся подробно на понятии «речь».
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер.
Изучением психологической природы речи занимались Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.Н. Леонтьева, И.А.Зимняя, Т.Н.Ушаков.
В зависимости от направленности на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности подразделяются на: рецептивные и продуктивные.
Говоря о речи, следует дать определение языку, т.к. нередко эти два понятия неправильно употребляются как синонимы.
Язык представляет собой систему объективно существующих, специально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание; система правил и употребления и сочетания.
Речь – психофизический процесс реализации языка.
В процессе речевого опыта у ребенка без нарушений речевого развития формируется речевая способность.
А.А. Леонтьев утверждает, что механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических способностей человека и под влиянием речевого общения.
Под лингвистической способностью понимается совокупность речевых навыков и умений, которые сформировались на основе полноценных предпосылок их развития.
Выделяют четыре вида речевых умений: умение говорить, аудировать, писать и читать.
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя подразделяется на письменную и устную (диалогическая и монологическая).
Внутренняя речь – беззвучная речь, возникающая, когда человек думает о чем-либо, составляет план высказывания.
Внутряння речь характеризуется предикативностью, свренутостью, имеет особое синтаксическое и семантическое строение. В онтогенезе она формируется на основе внешней и является одним из основных механизмов мышления.
Глагольный или предикативный словарь – совокупность слов, которые обозначают действия или состояние предмета в данном языке.
В связи с развитием представлений ребенка об окружающей действительности увеличивается объем глагольного словаря в онтогенез.
В процессе знакомства ребенка с новым предметом, явлением, их признаками его словарный запас увеличивается.
Для полноценного общения, овладения чтением и письмом ребенку необходимо иметь определенный словарный запас, точно понимать значение слова и уместно его употреблять. Речевое общение способствует формированию речевого запаса слов и мыслей, т.к. внутренняя речь является одним из видов речи.
А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия считают важным формирование глагольного словаря, что объясняется ролью предиката в программировании и построении высказываний.
Владение глагольной лексикой влияет на познавательное развитие ребенка, в частности его мышления и коммуникации. Л.С. Выготский отмечал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Говоря о глагольном словаре, следует дать определение предикативности.
Предикативность – отнесение содержания предложения к действительности.
Также предикативность определяют, как общее, глобальное свойство высказывания, свойство и направленность мысли на актуализацию сообщаемого. Многие исследователи, в частности В.В. Виноградов считают, что предикат составляет основу речевой коммуникации.
Усвоения речи ребенком дошкольного воз¬раста происходит как осознанно, так и интуитивно. Освоение ребенком языка проходит через усвоении языковых материалов, понимание лексических и грам¬матических обозначений языка. Речь возникает посредством языковых материалов. Язык - важнейшее средство чело¬веческого общения.
С помощью различных языковых компонентов (звуков, слогов, слов) человек составляет фразы, предложения, высказывает их в определенной логиче¬ской последовательности. Человек реализует умствен¬ную деятельность через язык. Человек пользуется языком для выражения своих мыслей и проявляя от¬ношение к окружающим. Особенности и тонкости родного языка ребенок воспринимает через речь.
Восприятие речи ребенком означает умение выра¬жать в речи своих чувств и мыслей. Для этого необхо¬димо, чтобы он усвоил фонетические, лексические, се¬мантические, грамматические стилистические нормы [3, с.64].
Развитие речи зависит от речевой деятельности. Речевая деятельность - совокупность психо-физиологической деятельности че¬ловеческого организма, способствующая произнесению звуков, образующих слова.
Язык является инструментом для выражения понятий с помощью зву¬ков. Речь формируется на основе правил, сформированных в плане звука речи. Дети пытают¬ся выявить внешний аспект слов и запоминают звуковые фонемы. [4, с.24].
В дошкольном возрасте ребенок обращает внимание на звуковую выразительность речи матери, строение звуков, их особенности, в итоге воспринимает и их функции. У развитого ребенка слова в речи соответствуют их правильному с его стороны восприятию. В дошкольный период освоение языка происходит через освоение лексики. Лексика как словарный состав языка, означает совокупность слов – основных единиц речи. Слово, являясь объектом по¬знания ребенка, обладает лексическим, и грамматическим значением. [5, с.30].
При характеристике слова следует учитывать его лексические, грамматические, фонетические особен¬ности, семантическую валентность, ударность или без¬ударность, состоит ли в лексико-грамматических взаи-моотношениях, целостность, неотделимость от речевого потока, использование внутри предложения и т.д.
Не зная научных основ лексической работы, невоз¬можно достичь успехов в развитии речи, являющейся основным принципом изучения народного языка. Для проведения лексической работы на основе соответству¬ющей методики необходимо вооружиться словарным за¬пасом, а также знаниями о семантике. В лексикографии слово изучается не изолированно, а в связи с другими словами. Это же позволяет определить местоположение каждого слова в лексической системе языка. Тем самым работа по лексикологии превращается в составную часть процесса формирования связной речи.
Необходимость подготовки ребенка по словарному запасу, а также лексическим и грамматическим навы¬кам проявляется уже с младших лет. Общение с окру¬жающими, наблюдение за ними, практическая работа обогащает словарный запас ребенка новыми словами. При этом их речь обогащается как количественно, так и качественно. Каждое слово по мере развития ребенка приобретает все более новые оттенки и смыслы.
Трудность работы в детских садах над словом заключается в трудности работы над при¬родными возможностями слова, его лексическими и грамматическими смыслами. В большинстве случаев ребенок вос¬принимает лишь вещный смысл слова, грамматический же смысл зачастую не воспринимает. То же можно ска¬зать и в отношении других категорий. Специалисты полагают, что лексический и грамматический смысл, приходит к детям постепенно [5, с. 33].
Научить ребенка говорить означает помочь ему вос¬принимать семантическую материю слова, заставить упражнять органы речи, облегчить восприятие грамма¬тического и лексического смыслов слова. [6, с. 13].
Воспринимать слово в единстве всех смыслов и оттенков ребенку дошкольного возраста вызывает сложность. Чтобы ребенок не ограничивался лишь вещным смыслом слова, а воспринимал и указанные выше смыс¬лы, необходимо формировать у него навыки восприятия именно лингвистического смысла слова.
Для правильного выражения мысли детям, прежде всего, требуются знания по грамматике. Для того, чтобы у детей слова подчинялись грамматическим правилам, необходимо работать над их смыслами. Если ребенок воспринимает смысл слов, то слова стано¬вятся более самостоятельными и их употребление в речи усваиваются на практике.
Грамматическое строение речи дети воспринима¬ют через речь, как взрослых, так и детей. Восприятие грамматического строения речи длительный и трудный процесс. Уже в речи трехлетних детей находят свое отражение основные особенности, свойственные частям речи. Дети этого возраста правильно согласовывают подлежащее и сказуемое, определяют лицо и число, составляют фразы и предложения.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается с составления пред¬ложений, словосочетаний, членов речи, затем они пере¬ходят уже к использованию частей речи. Прежде всего, дети произносят существительные. Эти имена-предметы обычно исполь¬зуются в единственном числе. На основе наблюдений можно сказать, что до возраста в 1,9 лет все дети употре¬бляют существительное в единственном числе, а после — уже и во множественном числе - тоже. К концу второ¬го года жизни ребенок начинает в своей речи прибегать к прилагательным. Они используют прилагательные не только для обозначения размера предметов, но и их цве¬та.
К категории глагола дети начинают обращаться еще до двух лет. В разговоре они прибегают к определенным морфемам. Здесь уже интенсивно применяются катего¬рии, присущие глаголам, причем в настоящем и прошед¬шем времени, после 2,6 лет дети начинают обращаться и к глаголам будущего времени [4, с. 101]. Таким образом, в словарном фонде трехлетнего ребенка можно встретить все части речи. В процентном отношении это выглядит примерно так: 38% существительных, 32% глагольных слов и словосочетаний, 10% местоимения, 7% наречия, и лишь 2% -прилагательных [33, с.102].
Поиск смысла слов является одной их характерных особенностей детской речи. Обращение к смыслу еще не является грамматическим выражением. Возникновение в сло¬ве грамматических элементов является самым важным периодом формирования смыслов в сознании детей, в их языке.
Следует отметить, что трехлетний ребенок по уровню своего языкового развития становится более продвину¬тым. Вместе с тем слово остается здесь главной и кон¬кретной проблемой. В этот период у детей в сознании формируются представления о основных особенностях частей речи и основных грамматических категориях. Дети разговаривают короткими фразами не только со своими сверстниками, но и близкими людьми, меняют грамматические формы в соответствии с лицом, пра-вильно употребляют время.
В течение этого периода дети различными спосо¬бами воспринимают знания о грамматике языка в раз¬личных областях морфологии и синтаксиса, а также узнают о словотворчестве. Работа по формированию грамматического строя начинается с создания прими¬тивных предложений, затем различных типов словосо¬четаний и частей предложений. Отдельные группы слов, грамматические категории, различные словосочетания и их виды начинают формироваться в предложении. Восприятие морфологии позволяет ребенку отдаляться от компонентов, далеких от речи. Восприятие детьми морфологических категорий основывается на восприя-тии внешних (звуковых) форм. Подобные выражения называются рефлексией. Если у ребенка начнет форми¬роваться соответствие между содержанием и формой, а эти формы, выражающие содержание, начинают играть адекватную роль в соответствующей ситуации, тогда необходимо их сохранить и применять для выражения содержания.
Дети добавляют суффикс к словам в возрасте двух лет, используют в речи предложения, состоящие из двух, двух - трех, четырех - пяти слов. Ребенок предва¬рительно обдумывает форму и содержание предложе¬ния. Они умеют сосредоточиться на последовательности слов.
В формировании предложения важную роль играет порядок слов. Не умея правильно выстраивать предложение, дети в итоге не могут донести свои мысли окру¬жающим. Прежде всего, необходимо уметь анализировать свои предложения и фразы, и знать их состав.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста. Предикативное свойство может проявляться, если предложение само по себе является текстом. Это свойство предложения выражается при помощи таких грамматических категорий глагола, как наклонение, время, а также при помощи вводных слов («может быть», «конечно», «несомненно» и т.д.) и интонации. Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.
Овладение психологической предикативностью необходимо для овладения фразовой речью, требующей умений строить программу высказывания, грамматически структурировать, то есть отбирать, развертывать и упорядочивать единицы языка.
По мнению Е.Г. Хомяковой, предикативная стадия формирования языкового сознания справедливо считается качественно новым уровнем развития интеллекта как в фило- , так и в онтогенезе, доступным только человеку разумному.
Таким образом, А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия, И.А.Зимняя и другие исследователи придают большое значение предикату в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации высказывания в речи. Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации.
Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Таким образом, дошкольнику необходимо постичь процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться как полноценная «языковая личность».
1.2 Закономерности формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе
Дошкольный этап от 3 до 7 лет характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Дошкольник начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. (Вакуленко 41с.).
Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский выделяют этапы детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям.
Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
В это время активный словарь детей достигает 300 – 400 слов формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.
В возрасте 5-6 лет высказывания детей достаточно пространная, улавливается определенная логика изложения. Зачастую в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольном возрасте наблюдается активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребляемых и чаще всего незнакомых для них слов. В этом случае достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и он быстро введет данное новое слово в самостоятельную речь.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
А.Н. Гвоздев отмечает, что к 7 годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.
Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм, сокращение и перестановки слогов и звуков, уподобление слогов и их замены и пропуск – это является важным симптомом о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Из вышесказанного следует, что к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, грамматически и лексически правильно оформленной.
Что касается формирования глагольного словаря у дошкольников, то на сегодняшний день данная тема изучена недостаточно.
И. А. Чистякова разделяет эту точку зрения и утверждает, что «особенности формирования глагольного словаря у ребенка в разные возрастные периоды изучены недостаточно».
В научной литературе, как правило, рассматривается становления речи в общем, без разделения на части речи. Данная тема подробно изучена в работах А.Н.Гвоздева, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, и описывается развитие речи с раннего детского возраста, причем каждый из авторов уделяет внимания различным аспектам формирования речи.
Так А.Н. Гвоздев изучает последовательность усвоения ребенком частей речи. Жукова Н. С., опираясь на работу А.Н. Гвоздева «Вопросы детской речи», составила схему системного развития нормальной детской речи, вскользь упоминая формирования глагольного словаря [46, с.103]. Тихеева Е.И. описывает этапы становления речи в первый год жизни и упоминает этап появления первых слов глагольного словаря [56, с.73]. Лямина Г.М. рассматривает особенности усвоения глаголов в процессе речевого общения в младшей группе (от 2 до 6 лет ) [31, с.90]. Шашкина Г. Р. рассматривает формирование глагольного словаря при описании развития лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе [6, с.60].
В связи с тем, что в возрасте 5-7 лет ребенок активно пользоваться всеми частями речи, в том числе и глаголом, его речь состоит из сложных предложений, у ребенка формируются навыки словообразования то все перечисленные факты предполагают, что ребенок владеет большим глагольным словарем и в употреблении грамматических форм глагола у него не возникает трудностей.
Из опроса логопедов и статистики, приведенной в литературе по данной теме, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в последние 5 лет увеличились случаи нарушения речи, в том числе связанные с формированием глагольного словаря. В связи с этим, мы считаем необходимым рассмотреть методики по коррекции глагольного словаря у дошкольников с ОНР и выявить наиболее эффективные из них.
1.3. Характеристика общего недоразвития речи. Особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные по сложности речевые расстройства, в связи с которыми у детей наблюдается нарушение компонентов системы речи при нормальном слухе и интеллекте.
Данные термин был введен в употребление в 50-60е годы прошлого века Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, в который входили Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и другие специалисты [33, с. 145].
Р.Е. Левина определяет общее недоразвитие речи как речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. (Л.С.Вакуленко с.83)
К признакам ОНР относятся(Л.С.Вакуленко с.83) :
• позднее появление речи;
• ограниченный словарный запас;
• грубые нарушения грамматического строя;
• выраженные недостатки звукопроизношения и фонемо-образования.
Особенности развития детей с ОНР ІІІ уровня раскрыта в работах Л.С. Цветковой, Е.М. Мастюсовой, Н.А. Чевелевой, Г.С. Сергеевой, Г.С. Гуменной, В.П. Глухова.
В зависимости от объема активного словаря, речевой активности ребенка, объем лексики в целом, способов построения предложений Р.Е. Левина выделяет три уровня: ОНР І, ОНР ІІ и ОНР ІІІ уровня.
І уровень ОНР характеризуется полным или частичным отсутствием общеупотребительной речи. Речевые средства общения ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звукоподражаний. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств и интонацией, часто употребляют однословные предложения. Редко употребляется глагольные формы, а название действий заменяется названием предметов. Характерна многозначность употребляемых слов. В речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного. При восприятии обращаемой речи доминирующим оказывается лексическое значение. Отмечается нестойкое фонетическое оформление речи и большое число дефективных звуков. Ребенку с ОНР І сложно воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова.
ІІ уровень ОНР – зачатки общеупотребительной речи. Общение осуществляется с помощью использования ограниченного запаса общеупотребимых слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий и отдельных признаков. На этом уровне возможно использование местоимений, предлогов и союзов в речи. Ребенок с ОНР ІІ типа может ответить на вопросы, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Речевая недостаточность проявляется во всех компонентах. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов.
Для ОНР данного типа характерны следующие ошибки в употреблении грамматических конструкций:
• смешение падежных форм;
• употребление существительных только в именительном падеже, а глаголов только в инфинитиве, редко в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени;
• ошибки в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам;
• отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.
Большие трудности вызывает использование предлогов: предлоги либо опускаются вовсе либо заменяются другими.
Фонетическая сторона речи характеризуется искажением звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, щипящих, свистящих, аффрикат. Многосложные слова редуцируются.
Прежде чем, рассмотреть особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня, рассмотрим особенности детей данной группы.
Речевое развитие речи детей с ОНР ІІІ уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Наблюдается недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группой. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточность употребления многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, свойства и признаки предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов. Детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Зачастую дети с ОНР ІІІ типа заменяют название части предмета, названием целого предмета, нужное слово сходным по звучанию.
В свободных высказываниях преобладают простые, распространенные предложения, редко употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде числе и падеже. Встречаются сложности в употреблении предлогов.
Понимание обращаемой речи приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками или суффиксами. Наблюдаются трудности в различии морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Особую сложность вызывает употребление предложения с разными придаточными.
Далее рассмотрим особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
Глагольный словарь дошкольника с ОНР ІІІ уровня характеризуется частым употреблением глаголов, обозначающих действия, выполняемые ребенком или его окружением ежедневно: спать, есть, ходить, гулять, купаться, одеваться. Намного труднее запомнить слова обобщенного, отвлеченного значения.
Редко встречаются трудности в подборе глаголов, которые обозначают передвижение животных, что объясняется их небольшим количеством: летит, ползет, скачет. Зачастую, у дошкольника с ОНР ІІІ уровня наблюдается склонность к употреблению бесприставочных глаголов, вместо приставочных: кушал – покушал, ехал – приехал.
При употреблении глаголов у детей с ОНР ІІІ уровня наблюдается неумение дифференцировать действия, в результате чего прослеживается употребление глаголов общего, недифференцированного значения: чирикает - поёт. Часто встречается замены глаголов, похожих по звучанию: мяукает – мяучет, лазает – лазет.
При употребление глагола дети с ОНР ІІІ уровня неверно выделяют существенные и несущественные признаки действия. Также дети не всегда понимают оттенки значений похожих глаголов. Нарушение в овладении глагольным словарем вызывает трудности в общение, и затрудняет познавательную деятельности ребенка, что в дальнейшем может плохо отразиться ну учебе в школе.
В связи с тем, что интеллект ребенка с ОНР имеется и достаточно развит, дошкольник может воспринимать и усваивать смысловой компонент слова. Дети с ОНР ІІІ уровня понимают значение глагола.
При актуализации глагольного словаря у ребенка с ОНР ІІІ уровня могут возникнуть такие трудности, как:
• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
• слабая активность поиска слов;
• выделение дифференциальных семантических признаков;
• ограниченный объем словаря;
• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка.
В возрасте пяти лет дети с ОНР ІІІ уровня зачисляются в подготовительную коррекционную группу детского сада, а затем идут в первый класс школы для коррекции речи. При высоком уровне подготовки к школе ребенок с ОНР данного типа может проходить обучение в общеобразовательной школе, при непременном посещении логопедических занятий.
Для полноценного овладения связной речью следует сформировать у ребенка глагольный словарь, т.к. глагол является основой любого высказывания.
При формировании глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
• введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам,
• развитие вариативности глагольной лексики,
• формирование точности смыслового значения глаголов.
Коррекционная работа логопеда заключается в обогащение глагольного словаря, в закреплении существующего глагольного словаря и уточнении смыслов глаголов, усвоение многозначности и активизация глагольного словаря.
Следует отметить, что работа по формированию глагольного словаря старших дошкольников реализуется комплексно всеми специалистами дошкольного учреждения.
В связи с тем, что наиболее эффективное усвоение словаря происходит в старшем дошкольном возрасте, необходимо вести работу по формированию глагольного словаря в старших группах детского сада. В связи с этим, далее рассмотрим методики формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного уровня с ОНР ІІІ уровня.
1.4 Программно-методическое обеспечение организации коррекционного воздействия при нарушении в формировании глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Основными документами, составляющим нормативно-правовую базу для разработки программно-методического обеспечения организации коррекционного воздействия при нарушении в формировании глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564).
Исследовав литературу по логопедии, методике воспитания и педагогике мы выяснили, что для коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи используют программу Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, и программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи, разработанную Н. В. Нищевой.
Обе программы были специально разработаны для логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
Помимо вышеперечисленных программ существуют авторские методики коррекционного воздействия на детей с ОНР, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи. К ним относятся методики Т.А. Ткаченко, Н.М. Капковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, В.В. Коноваленко. Методики перечисленных выше авторов различны, но цели и задачи одинаковы.
Наиболее популярна в детских дошкольных учреждениях программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Данная программа предусматривает осуществление логопедической работа с детьми с ОНР III уровня с помощью поэтапной системы формирования речи в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи. Система обучения и воспитания дошкольников с ОНР III уровня, как правило, рассчитана на два учебных года и каждый из них подразделяется на три периода.
За это время дети должны достичь следующих результатов:
1) У дошкольников должна сформироваться самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь;
2) количественные и качественные параметры лексического строя языка должны соответствовать возрастным требованиям;
3) дети усваивают фонетическую систему родного языка, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Логопедические занятия в специальной группе для детей с нарушениями речи являются основной формой коррекционного обучения, которая способствует развитию всех компонентов языка.
Коррекционное обучение детей с ОНР третьего уровня в старшей группе детского сада включает:
1) развитие связной речи;
2) формирование лексико-грамматических средств языка;
3) формирование правильного звукопроизношения.
Что касается подготовительной школы, то занятия по формированию лексико-грамматических средств языка направлены на упрочнение навыков составления и использования простых двусоставных предложений, введения однородных подлежащих в двусоставные предложения, использование дополнений, определений и употребление нескольких сказуемых для передачи последовательных действий.
Необходимо обращать внимание на правильное согласование членов предложений в роде, числе и падеже. Кроме того, дальнейшая коррекционная работа направлена на усложнение навыков словообразования и словоизменения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Акулова О. В. ,Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. для бакалавров. / под ред. Акулова О.В., – 2017– 272 с.
2. Барсукова Л.А., Анализы текстов, самопроверка. Л. А. Барсукова, Н. А. Румега, Н. Е. Земская – 2010– 293 с.
3. Белякова Л. И., Логопедия. Дизартрия. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Логопедия". Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова – 2009 – 279 с.
4. Барсукова Л. А.,Логопедия для учителей, психологов, родителей. речевые нарушения, практикум логопеда, методики устранения нарушений – 2010 – 293 с.
5. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушением речи. Психология детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие/ Л.С. Вакуленко. – М.: ФОРУМ, 2013. – 272 с.
6. Виноградова Н. А.,Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых. учебник для бакалавров. для студентов высших учебных заведений, обучащихся по гуманитарным направлениям и специальностям. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – 2013 – 273 с.
7. Волкова Г.А. Методика психо-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007, – 144 с.
8. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. 4-е изд., М., 2009, – 331 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 2012, – 201 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 2011, –199 с.
11. Виноградов Н.А., Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену. – 2012– 272 с.
12. Гогоберидзе А. Г., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика". [ред.]: А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева – 2013
13. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2009. – 274 с.
14. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2013– 293 с.
15. Дудьев В. П.,Психомоторика. словарь-справочник. Коррекционная педагогика В.П. Дудьев, 2013– 226 с.
16. Екжанова Е. А.,Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях Коррекционная педагогика, 2013 – 280 с.
17. Ефимов О. И. 15 мифов о детской речи. Москва: Диля, 2013– 372 с.
18. Желязнов О.К. Речь детей с нарушением интеллекта. - М., 2013, 302 с.
19. Журавлева А. Е.,Домашняя логопедия. [рекомендовано для занятий с детьми от 3 лет]. А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко, 2012– 269 с.
20. Зайцева Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет/ Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. - СПб.: КАРО, 2015. – 72 с.
21. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 2012, – 302 с.
22. Красноперова Н. А.,Возрастная анатомия и физиология. учебное пособие для студентов высших учебных заведений,.Специальная дошкольная педагогика и психология. Н. А. Красноперова, 2012 – 310 с.
23. Котышева Е. Н.,Мы друг другу рады!. музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. Е. Н. Котышева – 2013– 293 с.
24. Козлова С. А.,Дошкольная педагогика. учебник. для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. С.А. Козлова, Т.А. Куликова, 2009, – 393 с.
25. Краузе Е.Н. Логопедия. - СПб., 2013, – 293 с.
26. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. учебное пособие для студентов. [авт.-сост.: Лалаева Р.И., Шаховская С.Н.] – 2011, – 276 с.
27. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2011, – 293 с.
28. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. 6-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010, 301 с.
29. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 2010– 90 с.
30. Лопухина И. С.,Логопедия. речь, ритм, движение. [стихи, игры, и упражнения для гармоничного развития детей]. Ирина Лопухина – 2012 – 98 с.
31. Лопухина И.С.,Логопедия. Звуки, буквы и слова. Ирина Лопухина – 2012 – 280 с.
32. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений. // Дефектология. - 2013. №4. – 315 с.
33. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста», СПб.: «Паритет», 2010 г. – 420 с.
34. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 2009. - № 1. – 310 с.
35. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М., 2013Мезенцева М.,Логопедия в картинках. [для чтения взрослыми детям. + CD]. Мария Мезенцева – 2011 – 400 с.
36. Муратов М.А. Логопедическая работа с детьми с нарушием интеллектуальных способностей. М. 2012, – 352 с.
37. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. Н.М. Назаровой – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
38. Никитина А.В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет. логопедам-практикам и внимательным родителям :. авт.-сост. А. В. Никитина М., 2014 – 400 с.
39. Парамонова Л. Г.,Логопедия для всех. Людмила Парамонова- 2010 )
40. Пастюк О. В.,Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. О. В. Пастюк – 2009 – 282 с.
41. Поволяева М.А. Справочник логопеда. 5 изд. -Ростов-на-Дону, 2012, 220 с.
42. Полякова М. А.,Самоучитель по логопедии. универсальное руководство. М.А. Полякова – 2011
43. Пятница Т. В.,Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Т. В. Пятница – 2015 – 288 с.
44. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013– 280 с.
45. Руденко В.И. Логопедия. практическое пособие для логопедов, студентов и родителей, 2009 – 123 с.
46. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 2009 – 231 с.
47. Скуратовская М. Л.. Логопедия. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013
48. Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 2011– 290 с.
49. Смирнова И. А.,Логопедия. иллюстрированный справочник : И. А. Смирнова, 2014 – 289 с.
50. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специ¬альная дошкольная педагогика. - М., 2011 – 290 с.
51. Титов В.А. Дефектология: конспект лекций/ В.А. Титов – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 380 с.
52. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией:Учебное пособие. 8-е изд. -СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013, – 333 с.
53. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М, 2011, – 198 с.
54. Томашевская Н. В.,Увлекательная логопедия. игры и задания. Н. В. Томашевская, 2016 – 75 с.
55. Турченко В. И.,Дошкольная педагогика. учебное пособие. В.И. Турченко – 2012 , 331 с.
56. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: Пособие для студ. пед. инст-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.: Владос, 2010– 370 с.
57. Филичева Т.Б. Основные формы и виды речевых нарушений. Основы логопедической работы с детьми. - М., 2013– 280 с.
58. Флерова Ж. М.,Логопедия. Ж.М. Флерова – 2008
59. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010 – 187 с.
60. Фролова А. Н.,Дошкольная педагогика. конспект лекций. А.Н. Фролова – 2009 , 195 с. – 198 с
61. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2010, 290 с.
62. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 2009, – 331 с.
63. Широкова А.Г., Предложение. Текст. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Ч. / под редакцией А.Г. Широкова – 2010, – 297 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней