Фрагмент для ознакомления
2
1. В чем сущность и конституитивные элементы познания.
Устойчивая сущность в понимании Э. Гуссерля есть не один из объектов реального мира, а некоторая устойчивая сущность в потоке многообразных восприятий. Не восприятия определяют сущность, а сознание конституирует эту сущность под воздействием восприятий. Гуссерль разрабатывает вопрос о недостаточности объясняющей функции понятия восприятия для обоснования процессов образования сущностей в сознании.
2. Что такое нигилизм.
Немецкий философ и поэт Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) определял нигилизм как «утрату высших ценностей» .
.
3. Расскажите вкратце о истории термина «субстанция».
Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.
Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
4. Что такое положительная свобода.
Положительная - «свобода для» - это самоосуществление через освоение мира: преобразование
5. Как решается в рамках идеализма проблема тождества мышления и бытия.
Проблема тождества мышления и бытия исключает свою трансформацию в вопрос о познаваемости мира или в вопрос о всякого рода соответствии сознания и вещей. Такая подмена вопроса имеет место там, где тождество мышления и бытия произвольно изымается из того контекста,
6. Как понимали первоматерию Платон и Аристотель.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - основоположник формальной логики, является вершиной в философской мысли Древней Греции, с его идеями материализма и диалектики, идеализма.
Аристотель разрабатывал свои труды в противоположность Платону. Аристотель пытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Материя, по Аристотелю, пассивна. вечна, несотворима и неуничтожима. Она увеличивается или уменьшается в своем количестве. Но позднее Аристотель все-таки вернулся к обоснованности идей Платона как первоосновы мира.
7. Как понимали пространство Демокрит и Платон.
Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) также рассматривал понятие небытия и отождествил его с пустотой с целью придать движению мысль.
Целью Демокрита было найти причины явлений. Демокрит изучал социальную философию, теорию ощущений, происхождение живой природы, зоологию, ботанику, психологию.
Демокрит развивает учение Левкиппа, который говорил о том, что космос берет свое начало из атомов. А точнее, дополняет Демокрит, из вихря атомов, которые сцепляются и разъединяются.
8. Что привнес в понимание времени Кант.
Время понимается кенигсбергским философом как субъективное условие, необходимое для созерцания человеком мира и самого себя. Как известно, время по Канту, – это априорная форма чувственности, или, иначе, – это «способ располагать в душе представления».
9. Что общего и чем отличаются понятия и экзистенциалы.
Философские категории, отображающие объективный мир, это универсальная категория «бытие»; категория, обозначающая отдельную разновидность бытия — «сущее»; категории, обозначающие виды, стороны и свойства сущего, — «идея», «материя», «движение»,
10. Как раскрывается понятие духа в христианстве.
Христианство впитало в себя многие идеи предшествовавших религий и учений. Например, иудаизма, митраизма, древневосточные религии. Позднее христианство впитывало в себя идеи эллинизма, стоицизма.
Из иудаизма христианство взяло следующие идеи:
1) Идея монотеизма (признание одного бога, который создал этот мир) – в христианстве впоследствии возникает идея божественной троицы;
11. Что такое «Большой взрыв» и как он соотносится с идеей творения.
Большой взрыв — гипотетическое начало расширения Вселенной, перед которым Вселенная находилась в сингулярном состоянии. Согласно моделям Большого взрыва,
12. Расскажите об основных подходах к проблеме происхождения жизни.
Жизнь представляет одну из форм существования и одну из высших форм движения. Но при том, что очевиден и нагляден феномен жизни, познание сущности жизни, закономерностей ее развития, представляет собой сложное явление.
Показатель сложности – факт, что до сих пор нет определения жизни, которое бы удовлетворяло научным требованиям. На сегодня наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о том, что живое отличается от неживого качественно, и что присутствуют общие свойства у растений, животных и человека.
Естественно-научное познание жизни реализуется по многим направлениям. Практически в него вовлечены вся наука.
13. В чем сушность марксистского понимания человека.
Марксизм представляет собой социальную концепцию, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизмом также называют идеологическое и политические течение последователей К. Маркса и Ф. Энгельса.
Все, что характеризует человеческого индивида – разумность, творческие потенции, отношения с другими людьми в процессе их деятельности, определяется характером труда. 14. Расскажите о сущности материалистического понимания истории (исторического материализма).
Материалистическая диалектика определяла ход истории. Согласно историческому материализму, движущая сила истории проявляется в борьбе классов. Существование же последних связано с конкретными периодами производственного развития. Они находятся в конфликте с приоритетными отношениями производства. В итоге нарастает противоречие между разными классами, прежде всего – между господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Борьба между классами инициирует революционное изменение этапов общественного развития (общественно-экономических формаций).
15. Что такое гедонизм.
Гедонизм – это направление жизненной концепции, философское учение, где главным жизненным
16. Что такое "смерть Бога" по Ницше.
Философия Ф. Ницше обладает специфичным характером и является наиболее эксцентричной ветвью философии Европы. Ей присущи радикализм, она существенно отличается от немецкой философии И. Канта и Г. Гегеля .
Философия Ф. Ницше трансформирует философский вектор, направляя его от гуманизма и морального совершенствования личности в нигилизм. Величественная ницшеанская философия связывается с испытаниями философа. Сам Ницше искал себя. И его философия направлена на тех, кто находится в поисках себя, кто выбирает между профессией и призванием, кто не признан временем. Не будет преувеличением сказать, что сам философ отдал жизнь за свое запоздалое бессмертие.
17. Кто и в каком смысле называл культуру организмом.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Герцен, А. И. Сочинения : в 9 т. - Т. 8. - M.: Художественная литература, 1958.
2) Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998.
3) Звиревич В. Т. Древняя и средневековая философия/ В. Т. Звиревич ; под науч. ред. С. П. Пургина. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
4) Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше. [Электронный ресурс]: Русский Христианский гуманитарный институт. Санкт-Петербург, 2015. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/century/znamenski/ (дата обращения: 17.04.2020).
5) Ивин А. А. Основы философии / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
6) Кант И. Критика чистого разума. Симферополь: Реноме, 2003. 464 с.
7) Конашев М.Б. Эволюционисты и религия. — СПб.: Нестор-История, 2017.
8) Мартиросян Г.А. Политология: Курс лекций. – Рязань: РГРТУ, 2019.
9) Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. К. Свасьяна. - M.: Культурная революция, 1995.
10) Ницше Ф. Странник и его тень // Том 2. Часть 1. Москва, 1994.
11) Панасенко О. А. Рефлексия как абстракция условий наличия / О. А. Панасенко. - Воронеж, 2009. -148 с.
12) Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/century/frank/?curPos=3/ (дата обращения: 17.04.2020).
13) Цендровский О. Ю. Система философии Ницше // Философия и культура, 2015. № 7.
14) Юнгер, Э. Через линию. - В кн.: Юнгер Э., Хайдеггер M., Кампер Д., Фигаль Г.. Судьба нигилизма / пер. с нем., предисл. и коммент. Г. Хайдаровой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.