Фрагмент для ознакомления
2
Задание. Подготовка письменного обзора правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, по толкованию права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей
Как известно, в ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47 и ч. 4 ст. 123 Конституции РФ закреплено право на создание в судебной системе нашей страны судов с участием присяжных заседателей, как постоянно действующего правового института. Это конституционное законоположение затем было развито в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 181-ФЗ о поэтапном введении на территории всей России определенных правил по рассмотрению дел в суде (в необходимых случаях) с участием присяжных заседателей. Особый интерес представляет исследование правовых позиций Конституционного суда РФ по вопросам уголовного судопроизводства, в том числе по вопросу о реализации обвиняемым права на суд присяжных. Это обусловлено тем, что право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей закреплено в Конституции РФ (ст. 20, 47), что придает ему особую конституционно-правовую значимость. Например, правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации применительно к суду присяжных были сформулированы по вопросу назначения судами смертной казни, по вопросу выделения судом уголовного дела в отдельное производство, по вопросу действия уголовно-процессуального закона во времени при принятии решения о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Конституционный суд РФ приняты постановления по вопросу о подсудности суду присяжных уголовных дел, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, и принял к рассмотрению еще две аналогичные жалобы граждан. Правовые позиции Конституционного суда РФ, изложенные в данных постановлениях, существенно повлияли на совершенствование производства в суде присяжных. В Постановлении № 3-П от 2 февраля 1999 г. Конституционный суд РФ признал соответствующим Конституции РФ поэтапное введение суда присяжных в течение переходного периода первоначально на территории девяти субъектов Российской Федерации, а не одновременно на всей территории РФ. Однако в связи с этим Конституционный суд РФ установил запрет на назначение судами смертной казни. Конституционный суд РФ постановил: до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей (п. 5 резолютивной части). Эта правовая позиция Конституционного суда РФ оставалась актуальной и после введения суда присяжных в последнем субъекте РФ (с 1 января 2010 года в Чеченской Республике), но уже в силу международных обязательств РФ. Актуальна она и в настоящее время, так как суд присяжных подле
2
жит введению с 1 июня 2018 г. в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе . В Постановлении № 8-П от 19 апреля 2010 г. Конституционный суд РФ закрепил, что суд в предварительном слушании при наличии ходатайств отдельных обвиняемых против рассмотрения их дела с участием присяжных заседателей правомочен разрешить вопрос о выделении их дела в отдельное производство для рассмотрения в отношении этих лиц судом в составе профессиональных судей (п. 2 резолютивной части) . Необходимость в правовой определенности по вопросу о возможности выделения судом уголовного дела в отдельное производство возникла в связи с категоричным разъяснением Верховного суда РФ: в соответствии со статьей 29 УПК РФ, определяющей полномочия суда, судья не вправе решать вопрос о выделении уголовного дела . В дальнейшем на основе постановления Конституционного суда РФ соответствующие изменения о праве суда принимать решение о выделении уголовного дела в отдельное производство были внесены в УПК РФ (ст. 229, 236, 239-1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных материалов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5137. 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1999. 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 2006. 5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 2006. 6. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2010 № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Кудаева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2010. 7. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2576-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришукова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».