Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «личность» и ее роль в процессе социализации
Проблема социализации личности – это, прежде всего, вопрос о становлении и развитии человека, включении его в общественную жизнь, о его превращении из существа биологического в существо социальное.
Жизненный путь, на котором происходит превращение человека в индивида и в личность, сопровождается усвоением навыков, умений, знаний, образцов поведения общества и группы, приобретением опыта и интернализацией культурных норм и социальных ценностей общества (превращение внешних норм во внутренние правила). Так происходит социализация личности . Социализация является не только важнейшим условием превращения человека в личность, она также обеспечивает сохранение общества, помогая ему воспроизводить само себя, от поколения к поколению.
Социологический подход предполагает, с одной стороны, исследование объективных условий, определяющих сознание личности, ее формирование и жизнедеятельность, а с другой – включенность личности в различные сферы социальной действительности. Задача социологии состоит в изучении механизма преломления внешних социальных условий через внутреннее своеобразие личности, в результате которого складывается направленность и мотивация социального действия или деятельности.
Социологические концепции личности сформировались во второй половине ХIХ в., базируясь преимущественно на социально-психологической теории. На наш взгляд, их можно структурировать следующим образом.
1. Ролевая концепция. Разрабатывалась в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, И. Кона и др. Личность здесь рассматривается как носитель совокупности «социальных ролей», которые индивид играет в обществе. Жизненные ситуации отождествляются с игрой, требующей выполнения определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Каждая роль требует определенного поведения. Усваивая правила ролевого поведения, выучивая способы их исполнения, в процессе взаимодействия индивид становится личностью. Конфликты и противоречия между людьми являются результатом непонимания ролей друг друга. Преодоление их требует признания взаимных прав и обязанностей.
2. Статусная концепция личности развивалась в рамках теоретических разработок М. Вебера, П.А. Сорокина. Личность здесь рассматривается в контексте того социального статуса, носителем которого является человек. Социальный статус определяет социальную роль и социальное положение человека в обществе. Он объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее деятельности, как они оцениваются другими людьми. Социальный статус – это позиция индивида или группы в социальной системе. Обычно статус личности связывается с ее правами и привилегиями.
3. Концепция социальных установок и ценностных ориентаций. Разрабатывалась в теориях У. Томаса и Ф. Знанецкого, В. Ядова. Диспозиционная теория В. Ядова была разработана на основе изучения влияния установок и ценностных ориентаций человека на его социальную активность, в частности, на его диспозицию, т.е. готовность эффективно реагировать на микро- и макросреду и на изменение общественной ситуации.
Вопросы становления личности в процессе социализации исследовались параллельно с развитием личностных концепций.
Впервые термин «социализация» был введен Ф. Гиддингсом в 1898 г. для объяснения эволюции общественного организма от «зоогенетической и демогенетической ассоциации» . В рамках данного подхода под социализацией фактически понимается процесс развития социальной природы человека и человеческого сообщества. Социализация рассматривается как глобальная тенденция формирования социальных начал жизнедеятельности людей, которые приобретают доминирующее значение в процессе исторической эволюции.
О. Конт отмечал, что поведение человека детерминировано его биологической природой . Для преодоления природного эгоизма и чувственного начала необходимо существование специальных институтов, регулирующих поведение человека. Важнейшим источником формирования личности как социального организма, оказывающим моральное и воспитательное воздействие, по О.Конту, являются институты религии и семьи.
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Американская социологическая мысль: Тексты [Текст] / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 496 с.
2. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.
3. Кравченко, С.А. Социология. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С.А. Кравченко. – В 2 т. Т. 1. – М.: Юрайт, 2016. – 584 с.
4. Кравченко, С.А. Социология. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С.А. Кравченко. – В 2 т. Т. 2. – М.: Юрайт, 2016. – 636 с.
5. Мкртчян, Е.Р. Основы социологии: учебное пособие [Текст] / Е.Р. Мкртчян. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Социология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. С. Тургаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 397 с.