Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования подчеркивается тем, что в практике с будущими исполнителями в классе оперной подготовки часто отмечается инертность мышления, пассивность и спонтанность в общении с материалом роли. Часто сам исполнитель не проявляет инициативы в работе над вокальным и сценическим образом. Важно анализировать специфику внутренней природы певцаактера, утвердить закономерности ее формирования и развития. Артистизм – это основной фактор развития способностей понимания искусства, способности быстро менять персонажные состояния и самочувствие, настраиваться на тот или иной модус эмоций, присваивать себе характер персонажа, образ его мыслей и поступков в русле его логики. Здесь мы имеем в виду владение специальной психотехникой, которая вызывает желание у исполнителя самовыражаться в своем творчестве. Для того, чтобы на сцене был действительно персонаж, исполнитель при помощи силы воображения, ума и воли формирует этот персонаж в своей душе, а после отчасти подчиняет ему свое психофизическое существо. Ф. И. Шаляпин выразил перевоплощение в формуле, которая
3
имеет в виду объективацию сознания персонажа при помощи психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актерачеловека»
1 Ценность вокально-сценического воплощения персонажного сознания
Основная ценность, которая производится оперным исполнителем-актером с соответствии с природой театра – это вокально-сценическое воплощение сознания персонажа. Артист добровольно оказывается во власти своего же творения, применяя психофизические ресурсы. Он переживает бытие своего персонажа, объективирует его в искусстве образного и смыслового интонирования, играет тембрами и формами пластики.
2 Важность всестороннего образования артиста в перевоплощении на сцене. Препятствия к проявлению свойств «художественного типа»
При помощи присвоения содержания ролей и сотворения исполнителем разных персонажных сознаний наблюдается масштабирование его личности, которая может бесконечно дополняться. Но глубина чувствования исполнителя определяется емкостью его личного чувствования и восприятия, личным уровнем понимания. Так настойчиво возникает тема необходимости всестороннего образования артиста, личной эволюции.
В перевоплощении в исполнителе постепенно находит свое отражение «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности выделяют, прежде всего, непонимание возможностей своей природы эмоций, страх переживаний, склонность к щадящему режиму души, нежелание затрачиваться эмоционально в проиведение. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового наследия культуры, ослабление воображения снижают уровень эмпатичности к миру и саморазмышления на тему самовыражения в искусстве. Но театр требует от исполнителя объединения художникамыслителя, поскольку эмоция на сцене формируется в итоге верного понимания логике мыслей и действия персонажа.
3 Природные качества исполнителя, говорящие о способности к перевоплощению
В зависимости от специфики самосознания выделяют два типа исполнителей:
1) Исполнитель-субъективист, который занимается распределением своих индивидуальных черт между своими героями, в каждый образ он вносит содержание своей личности, наделяет героя своей биографией, эмоциями, логикой.
2) Исполнитель-объективист вмещает целый мир людей, которые не похожи между собой.
Трудность для исполнителя – это те роли, в которых замысел композитора-объективиста входит в конфликт с субъективной природой исполнителя. Полиперсонализм сознания, который есть у исполнителя-объективиста, имеет в виду множественность «Я» в одной личности. Такое качество исполнителя – основное в реализации процесса перевоплощения, оно обеспечивает коэкзистенцию – одновременное сосуществование в сознании двух или более отдельных «Я».
4 Основные мотивы перевоплощения исполнителя в своего персонажа на сцене
4
Главным в достижении перевоплощении является фактор установки, под которой подразумевается убеждение, имеющее стройное, эмоционально окрашенное убеждение, которое связывается с объектом творческого интереса.
Специфическое значение также принадлежит интенциональной направленности сознания на предмет в его восприятии – созданное виртуальное сознание персонажа, фильтрующая особенность сознания, которая говорит об избирательности его содержания в определенной ситуации. Такая формула включает в себя перспективу вероятностной точки зрения в придумывании сознания персонажа и моделировании интонации вокала в зависимости от смысловой акцентуации текста.
Основная мотивация, которая движет исполнителем к перевоплощению – это желание какое-то время «не быть собой».
5 Музыка как основа увлечения оперной ролью
Испытав влияние оперной увертюры, исполнитель входит в континуум спектакля, время в котором измеряется музыкой, пространство которого устроено в гармонии с ней. Данный эстетический мир певец-актер сам одновременно создает, оценивает и переживает в качестве имманентного этому миру персонажа, и певческая интонация, воспроизводящая запечатленную композитором сущность и переживаемую исполнителем жизнь вымышленного героя, – есть его экзистенция.
Музыкальный метаязык, выступая условностью более высокого порядка, нежели язык драмы, в силу архетипичности, эмоциональной щедрости и напряженности, пленителен для певцаактера.
Музыкальное настроение, как фактор перевоплощения, возбуждает эмоциональную природу певца-актера и провоцирует его покинуть обыденную реальность, обрести себя-другого в виртуальном мире. Исполнителю претит влияние музыкального вступления лишь в том случае, если задачей определено выйти на сцену в противоречащем музыке персонажном настроении.
6 Этапы и признаки перевоплощения оперного исполнителя
С точки зрения норм в работе психики певец-актер противоречив: перевоплощение имеет в виду добровольную дестабилизацию функций структуры самосознания, которая ответственна за сохранение равновесия личности исполнителя.
Крайне важна работа приемов дестабилизации работы самосознания исполнителя на первом этапе процесса перевоплощения. Первым импульсом к перевоплощению является инициатива самого сознания, сила намерения артиста стать «другим». Это готовит уровень восприятия установки к самоотречению и реструктуризации пространстве самой психики .
Энергия внимания-осознания под влиянием перевоплощения приводит в действие систему сознания персонажа, обеспечивает не только работу желательных структур – навыков, умений и установок, дезактивацию структур, которые препятствуют работе новой области сознания.
5
Нацеленность энергии реализуется под контролем воли и воображения. Последнее поддерживается верой в предполагаемые обстоятельства жизни персонажей – это основная опора исполнителя в ирреальном мире образа сцены. Пока воображение находится в напряженном состоянии, его тое питает самочувствие персонажа и путь перевоплощения есть. Если же воображения нет, то слабее и виртуальное сознание, распадается образ фантома.
Заключение
Основная ценность, которая производится оперным исполнителем-актером с соответствии с природой театра – это вокально-сценическое воплощение сознания персонажа. Артист добровольно оказывается во власти своего же творения, применяя психофизические ресурсы. Он переживает бытие своего персонажа, объективирует его в искусстве образного и смыслового интонирования, играет тембрами и формами пластики.
При помощи присвоения содержания ролей и сотворения исполнителем разных персонажных сознаний наблюдается масштабирование его личности, которая может бесконечно дополняться. Но глубина чувствования исполнителя определяется емкостью его личного чувствования и восприятия, личным уровнем понимания. Так настойчиво возникает тема необходимости всестороннего образования артиста, личной эволюции.
В перевоплощении в исполнителе постепенно находит свое отражение «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности выделяют, прежде всего, непонимание возможностей своей природы эмоций, страх переживаний, склонность к щадящему режиму души, нежелание затрачиваться эмоционально в проиведение. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового наследия культуры, ослабление воображения снижают уровень эмпатичности к миру и саморазмышления на тему самовыражения в искусстве. Но театр требует от исполнителя объединения художникамыслителя, поскольку эмоция на сцене формируется в итоге верного понимания логике мыслей и действия персонажа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Пушкин А.С.О народной драме «Марфа Посадница» // Полн. собр. соч. : в 10 т. – 2-е изд. М. : Изд. АН СССР, 1958. – Т. VII. – С. 213.
2) Силантьева, И, Клименко, Ю. Актер и его Alter Ego. – М. : Издательский Дом «Грааль», 2000. –564 с. : ил. : портр. –(35 п. л.).
3) Силантьева, И. И. Алгоритмы преображения. – 2-е изд., значит. дополн. – М. : Кириллица, 2007. – 360 с. : ил. : нот. –(22,5 п. л.)
4) Силантьева, И.Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 65-73. – (1 п. л.).
5) Шаляпин Ф.И. Маска и душа. – М.: Прогресс, 1990. – С. 94