Фрагмент для ознакомления
1
1. Конституция РФ, федеральное законодательство в системе нормативно-правовых актов о местном самоуправлении. Конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении 3
2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими, юридическими лицами 6
Задача 13
Список использованной литературы 14
Фрагмент для ознакомления
2
1. Конституция РФ, федеральное законодательство в системе нормативно-правовых актов о местном самоуправлении. Конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.
Прежде всего, источниками муниципального права являются нормативные правовые акты, которые могут быть трех уровней: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция), федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные федеральные источники; конституции, уставы субъектов РФ, законы и иные источники права субъектов РФ; муниципальные нормативные правовые акты.
Федеральный уровень источников муниципального права охватывает разнообразные акты.
Главным источником муниципального права является Конституция. Конституцией закрепляется политико-правовая природа местного самоуправления, основные принципы его организации и деятельности, гарантии прав местного самоуправления, основные институты муниципально-правового значения, основные права граждан, реализуемые в том числе в сфере местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы выступают важной частью нормативной правовой системы РФ.
Федеральные законы выступают наиболее распространенным федеральным источником права. В целях практичности, стоит выделить две группы федеральных законов:
1) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления содержаться в Федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), а также еще ряд законов той же целевой направленности – например, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» );
2) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (к примеру, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и многие другие).
Источниками муниципального права могут быть так же федеральные подзаконные акты – указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ (например, принимаемые в порядке реализации законов о федеральном бюджете, соответствующих президентских указов в области государственной поддержки местного самоуправления). Определенное значение в качестве источников имеют отдельные нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
Второй уровень источников муниципального права охватывает акты субъектов РФ.
Третий уровень источников муниципального права образуется муниципальными нормативными правовыми актами.
Несмотря на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении, важная роль этого уровня источников сохраняется.
В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования; нормативные правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Россия, в силу с ч. 4 ст. 15 Конституции признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Сказанное означает, что источниками муниципального права у нас могут быть и подписанные Российской Федерацией международные договоры, соглашения, конвенции, хартии, иные международно-правовые акты.
Помимо нормативных актов источниками муниципального права могут быть договоры между органами местного самоуправления (от имени муниципальных образований) и органами государственной власти, а также муниципально-правовые договоры, заключенные между органами местного самоуправления, если они содержат, даже частично, нормы права. Таким образом, источниками муниципального права являются нормативные договоры.
2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими, юридическими лицами.
Современная Россия на протяжении уже долгого времени занимает самую большую территорию по всему миру, что является огромным преимуществом. Несмотря на это, большая территория создает множество проблем, одна из которых – управление государством. Именно поэтому была разработана трехуровневая система власти: федеральная, региональная и местная.
На сегодняшний день, местное самоуправление выступает одним из элементов публичной власти. Основная деятельность государства по отношению к местному самоуправлению направлена на отдельное и самостоятельное существование и управление в пределах заданной территории, а именно муниципального округа. При этом государство обязано контролировать и подвергать ответственности органы местного самоуправления, а также должностных лиц. Поэтому правовое регулирование данного вопроса подвергается изменениям и остается актуальным.
Исследование правового сознания государственных и муниципальных служащих служит одним из исходных начал преодоления новой ступени в постижении построения наиболее оптимальной и действенной системы государственного и муниципального управления .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ// Собр.законодательства РФ от 24.12.2001 г. № 52 (1 ч.). ст. 4916.
3. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ// Собр. законодательства РФ от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2277.
4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ// Собр. законодательства РФ от 05.07.2004 г. № 27. ст. 2710.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// Собр. законодательства РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ// Собр. законодательства РФ от 17 июня 2002 г. № 24 ст. 2253
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ//Собр. законодательства РФ от 06.10.2003, № 40. ст. 3822.
8. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ// Собр. законодательства РФ от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152.
9. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.)// Собр. законодательства РФ от 7 сентября 1998 г. № 36. ст. 4466.
10. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370//Собр.законодательства РФ от 18 октября 1999 г. № 42. ст. 5011
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ// Собр. законодательства РФ от 28 августа 1995 г. № 35. ст. 3506
Литература:
12. Иналкаева К.С., Тепсуев М.С. Нормативно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе/В книге: Муниципальное право Иналкаева К.С., Тепсуев М.С. учебное пособие. Грозный, 2017. С. 60-75.
13. Курдюк П. М., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления // Эпомен – 2019. – 85 с.
14. Минакова И.Н., Канищева Е.М., Михайлова О.В. Правовые основы муниципального управления/И.Н. Минакова, Е.М. Канищева, О.В. Михайлова//В сборнике: Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. 2019. С. 253-258.
15. Облогин Д. Д., Павлов Н. В., Широкая П. А. Проблема формирования института главы муниципального образования // Эпомен – 2019. – №23. – С. 229-237.
16. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Т.А. Улизко. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 112 с.
17. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник. 3е изд., перераб. и доп. / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор; под ред. Н.В. Постового. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 448 с.
18. Терехова Т. Г. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления // Молодой ученый. – 2014. – №9. – С. 378-382. – URL https://moluch.ru/archive/68/11666/ (дата обращения: 28.04.2020).
19. Чуриков Н. A., Павлов Н. В. Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки – 2019. – №5. – С. 190-194.