Фрагмент для ознакомления
2
1. Картины мира в истории науки
Возможности человеческого познания безграничны, но неизбежно наступает время, когда в разрезе новых знаний то, что было незыблемым ранее, отступает на задний план, уступая место новшествам, и одна картина реальности сменяется другой, наиболее достоверной для данного периода времени.
Именно поэтому понятие «картина мира» так широко и многогранно рассматривается в области различных наук: философии, социологии, психологии, истории, педагогике и др. Многогранность понятия «картина мира» связана также с тем, что она может быть совершенно разной в разных областях знания, у представителей разных стран, конфессий и времен, наций и этносов. Отличается эта картина и у представителей различных социальных и профессиональных групп, отдельных представителей разных профессий [10].
В наиболее общем понимании «картиной мира» можно считать систему интуитивных представлений человека о существующей реальности. Впервые понятие картины мира сложилось в недрах философии и религии, затем было определено научное ее понимание в области социологии, психологии и педагогики.
Религиозная картина мира, возникшая у истоков зарождения религии, основывалась на представлениях о всесильном и всемогущем Боге, который наделен безмерной властью и сотворил все вокруг. Такая картина мира была основана на вере в Бога и не выходила за ее пределы: все законы вселенной и события жизни человека при таком восприятии мира позиционируются как воля Бога, а смысл существования человека – принимать эту волю.
Более глубокой является философская картина мира, так как она основана на системе теоретических взглядов, в основе которых лежит взаимосвязь человека с миром. Философские взгляды на картину мира отличаются в рамках различных ее направлений (идеалистического, материалистического, рационалистического, космоцентрического, эмпирического, теоцентрического и др.).
В философии картины мира классифицируются по разным основаниям. К примеру, возможно различать картины мира по степени общности (всеобщая, частная, единичная) и средствам моделирования реальности (религиозная, мифологическая, научная и т. п.) [10].
Обобщая ведущие философские концепции, О. Е. Кускова пишет, что философия определяет термин «картина мира» в общем смысле, как целостный образ предмета исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий в рамках исходных мировоззренческих установок определенного исторического этапа [8].
Итак, при широком подходе в философии картина мира представляет собой рассмотрение соотношения человека и вселенной, подвергает осмыслению мироздание в аспекте взаимоотношений человека с окружающим миром в различных ракурсах: со стороны онтологии, познания, ценностей и деятельности. В этом отличительная черта философских картин мира по сравнению с другими. Философское понимание отличается от религиозного научностью и направленностью на теоретические способы освоения окружающего мира, которым свойственны понятия, умозаключения.
Философия осмысляет бесконечность и сложность организации мира, его необъятность, пытается расширить понимание мира не «вширь», а именно «вглубь», не просто через многообразие происходящих явлений, а в целостном единстве всей его сущности и бытия, не исключая и человека.
Философия подчеркивает, что индивидуальное сознание каждого человека на пути своего становления должно опираться на научную картину мира, как на структурный компонент научного познания.
Впервые термин «картина мира» (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов») начал использоваться в трудах по физике на рубеже ХIХ–ХХ столетий, что представляется закономерным. Так как именно открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззренческих представлений [15, с. 87].
Формирование научной картины мира прошло несколько стадий. Первой научной картиной мира считается классическая, которая сложилась в ХVII – ХVIII вв. и по своей сути основана на представлениях об абсолютном пространстве и времени, в которых существуют некая совокупность материальных тел, состоящих из атомов, вечных по своей сущности. Они совершают движения в пространстве (законы Ньютона).
Этими законами также управляются все процессы, протекающие в мировом пространстве, и поэтому все происходящие изменения имеют причину. Случайность отрицается и считается нераспознанной закономерностью. И всевозможные действия человека рассматриваются как выражение законов физики, а разум, чувства и мысли позиционируются как импульсы его нервной системы. И жизнь человека, и природа подчиняются неизменным законам физики и собственной цели не имеют.
Вторая стадия формирования научной картины мира принесла множество изменений: появились впервые представления о половом разделении как двух сторонах единой материи. Возникло понимание об относительности категорий пространства и времени и об их взаимозависимости с материальными объектами.
Было сделано открытие, что атом не является неделимой частицей, расширились представления о его свойствах и перемещении в пространстве. Появилась наука кибернетика, и в ее рамках переосмыслилась фундаментальная категория «энергия», а затем и «информация»: переход как веществ и энергии друг в друга, так и трансформации в энергию (на сетчатку глаза падают лучи света - это энергия, которая способствует созданию зрительного образа- информации).
В современной науке термин «картина мира» рассматривается и изучается социологами, психологами, психоаналитиками, нейрофизиологами и др. Ученые и исследователи выделили несколько определений этого термина:
- система образов (представление о мире и человека в нем);
- позиции человека, его убеждения и представления, ценностные, духовные составляющие;
- фундамент мировосприятия [12].
По мнению Е. В. Базарова, картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Создание единой картины мира, которая будет отражать все аспекты жизнедеятельности, предполагает объединение коллективных усилий профессионального сообщества [4, с. 13].
Картина мира в широком понимании представляет собой целостную систему знаний и представлений о мире, которые выполняют функцию ориентира действий человека. Такая система может складываться из различных отраслей как бытовых, так и научных знаний, интуитивного опыта человека и распадаться на подсистемы, каждая из которых социально значима для индивида.
Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно развитие физики долгое время определяло развитие науки в целом. Центральным понятием указанных картин мира является понятие материи, поэтому смена НКМ всегда связана со сменой представлений о видах материи, формах и способах ее существования[3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Космоцентризм (дата обращения: 24.04.2020 г.)
2. [Электронный ресурс] - URL: https://lektsii.net/2-283.html (дата обращения: 24.04.2020 г.).
3. [Электронный ресурс] - URL: https://studopedia.ru/8_36690_kartini-mira-v-istorii-nauki.html (дата обращения: 24.04.2020 г.)
4. Базаров Е. В. Понятие картины мира в историко-культурных психологических исследованиях // Искусствоведение. 2012. № 5. С. 12-16.
5. Гусейханов М. К. Современная естественно-научная картина мира / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. - № 1. С.45-46.
6. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Я. Дубнищева. 5-е здание, перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 608 с.
7. Канке В. А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 368 с.
8. Кускова О. Е. Проблема трактовки понятия «философская картина мира» // Философия и культурология. 2013. № 2(32). С. 20-24.
9. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова,А. Г. Гачева. М.: Педагогика – Пресс,1993. 368 с.
10. Сагитдинова Т. К. Понятие картины мира в контексте различных наук / журнал: вестник Омского государственного педагогического университета.- №4(17), 2017 г. с. 36-38
11. Сидоренко Ю. И. «Космоцентризм» - философия будущего // Сборник статей Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. 2018, с. 92-105.
12. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994. 274 с.
13. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001, 384 с.
14. Циолковский К. Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. 720 с.
15. Ярцева К. В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2010. № 4. С. 87-90.